В стенах Центра образования №20 города Тулы состоялся традиционный школьный конкурс ораторского мастерства «Тульский златоуст», инициатором которого являются Тульская духовная семинария и  культурно-просветительский центр «Фавор» Тульской епархии.

Поддержать интерес школьников к чтению, развить у них навыки аргументированного выступления, возродить традиции русской школы ораторского искусства  – таковы задачи конкурса «Тульский златоуст», который проводится уже несколько лет на различных площадках. В этом году конкурс носил внутришкольный формат, участие в нем приняли ученики двух девятых и одного десятого класса Центра образования №20.

«Мы с радостью откликнулись на предложение провести конкурс ораторского мастерства в нашей школе, — поделилась, предваряя событие, Елена Владимировна Буркина, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «Центр образования №20». — К тому же буквально на днях девятиклассники успешно сдали устный экзамен по русскому языку, и к этому творческому испытанию они подошли  подготовленными, но в тоже время с большой  степенью ответственности. Думаю, что им будет интересно еще раз испытать себя. Не сомневаюсь, что нас ожидают яркие выступления, которые покажут, что наши ребята глубоко проникают в самые серьезные темы, открыты для всего нового, готовы к общению».

Марина Александровна Михалева, директор культурно-просветительского центра «Фавор» Тульской епархии, поприветствовав конкурсантов, представила им членов жюри, которое возглавил протоиерей Олег Анохин, настоятель тульского храма во имя святителя Алексия, много лет сотрудничающего с Центром образования №20,  и проректор Тульской духовной семинарии.

Вместе с тем старшеклассники узнали, что время проведения творческого состязания приурочено к событию, праздновавшемуся12 февраля Православной Церковью по всему миру —  днем памяти Вселенских учителей и святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.

Марина Александровна вкратце затронула житие святителя Иоанна, чьи богословские труды и речи, прославившие его как мудреца и блестящего ритора, благочестие и самоотверженное служение Господу до сих пор вдохновляют христиан.

В отличие от предыдущих конкурсов нынешний проходил в один и этап и представлял собой не индивидуальные состязания на выявление лучшего оратора в различных возрастных группах, а состязания между тремя командами. Старшеклассникам заранее было предложено подумать над темой: «Свобода и ответственность».

«Выбор пал на эту тему потому, что она относится ко всякому думающему человеку, вне зависимости от его религиозных убеждений, иных мировоззренческих установок и политических взглядов. Кроме того, она открывает широчайшие горизонты для размышлений,  — отметила Марина Александровна, напутствуя конкурсантов.- Надеюсь, что в ваших выступлениях понятия свободы и ответственности проявятся во всем многообразии смыслов. Однако напомню, что изначально предполагался акцент на следующем: свобода в чем и ответственность перед кем».

Новый подход к проведению конкурса дал возможность его участникам выбрать  форму выступления. Так, 9 «В» и 10 «Б» классы представляли команды из нескольких человек, а 9 «Б» делегировал для выступления одного участника.

Все юные «златоусты»  проявили серьезный подход к теме, рассмотрев ее с разных позиций – личной и общественной, и с различных сторон —  правовой, социальной, этической и духовной. Выступления представляли собой не просто  ретрансляцию знаний, почерпнутых из различных источников, а выражение собственного понимания и творческого переосмысления извечного вопроса. Тема вызвала у подростков настоящий интерес: обсуждение и обмен мнениями продолжились уже в зале, пока члены жюри совещались между собою.

При этом школьники продемонстрировали способность логически выстраивать выступление, вести диалог, показали готовность к  импровизации. И все это на фоне соблюдения образности и культуры речи, умения придерживаться единого речевого стиля. Большое значение имели артистизм, контакт с аудиторией и владение собой на сцене. Все участники произвели впечатление ораторским мастерством, выступления получились убедительными, запоминающимися.

Члены жюри оказались перед непростой задачей – определить лучших из лучших. Однако решение было найдено.

Прежде чем огласить итоги творческого состязания, председатель жюри, протоиерей Олег Анохин, поблагодарил участников за их содержательные и запоминающиеся выступления.

«Хотел бы отметить, что вы не замкнуты, открыты, что в вас горит некий дух, освещающий вас изнутри. В Евангелии человек, его деятельность сравниваются со светильником, который не прячут, а ставят на самое видное место, чтобы он светил всем в доме, — произнес отец Олег.- Именно это мы увидели в ваших выступлениях, что очень отрадно. Такое стремление к свету, к его обретению вселяют благую уверенность и радость, что вы принесете благодатные плоды для близких, семей, родного города, а, значит, и для своей Родины.

После долгих совещаний мы решили отступить от традиции оценивать выступления как в спорте, распределяя их по местам, это было бы слишком просто. В итоге мы установили три оригинальные номинации, которые спонтанно родились из ваших выступлений».

В итоге, номинации «За командный дух, готовность к импровизации и нестандартный подход к раскрытию темы» была отдана команде 9 «В» класса.  Выступление «златоустов» из 10 «Б» было отмечено номинацией «За разноаспектность в раскрытии темы». «За глубину раскрытия темы и академичность выступления» — такой номинацией был удостоен  9 «Б» класс.

После того, как победители получили от организаторов памятные подарки в виде прекрасно изданных книг – сборников афоризмов и  мудрых изречений — они поделились своими впечатлениями.

Валерия Шишкова, представлявшая 9 «Б», считает, что конкурс ораторского мастерства – хорошая возможность для подростков высказаться на важные темы. «Еще более ценно, что мы не только смогли выразить свои мысли, но и были услышаны, — добавляет она. — В том числе и педагогами – людьми, имеющими больший жизненный опыт. Пусть наши взгляды не во всем совпали, так даже интереснее!».

Ирина Шемякина из 10 «Б» класса выразила вывод, к которому пришла вся команда: обращение к глубоким и разносторонним темам учит правильно задавать вопросы и самим искать на них ответы: «Это не только расширяет кругозор, но и в какой-то степени воспитывает тебя как личность. Нам также было интересно узнать мнение других конкурсантов, принять участие в дискуссии, которая открыла еще много сопутствующих тем, — пояснила девушка.- Одним словом, мы  находимся под хорошим впечатлением от конкурса и будем рады, если он состоится в нашей школе еще раз».

«Я считаю, что всякий человек хоть немного, но должен быть оратором, чтобы уметь донести до собеседника свои мысли, а также отстаивать  собственные убеждения и принципы, —  делится Дмитрий Пронин, ученик 9 «В».- Для меня важно, что мы выступали командой, разделили тему, и каждый выразил себя, как мог. Командный дух, действительно, придает игре некий шарм. Однако превыше всего то, что мы оказались готовы к импровизации, поскольку связано и убедительно излагать мысли без подготовки – это тоже ценное умение».

«Больше всего я рад тому, что из всех речей, услышанных во время выступлений и дальнейшего обсуждения, пришел к выводу, что, несмотря на многие недочеты и  минусы человеческой природы, светлых сторон у человека все же больше, — присоединяется к разговору Николай Канунников, единомышленник и товарищ Дмитрия по команде.- И такие мероприятия, как конкурс «Тульский златоуст», позволяют выявить все хорошее, что есть в каждом из нас. Главное, чтобы мы не стеснялись и не боялись это показать».

Дана Тимошкина, единственная девочка из команды 9 «В», подчеркнула: «Для меня этот конкурс –  еще один повод поработать над собой, пообщаться с другими членами команды, научиться чему-то от них, а также почувствовать себя нужным. Есть и другая важная сторона —  я извлекла некий урок из обсуждаемой темы. Конечно, над ней можно думать всю жизнь, но все же лучше начать как можно раньше».

««Тульский златоуст» полезен тем, что позволяет отточить свои ораторские навыки, учит сохранять спокойствие, быть убедительным, если  ты отстаиваешь свою точку зрения  — считает Михаил Кораблин, еще один участник команды 9 «В».-  Мне было интересно не только  послушать соперников, но и пообщаться с аудиторией, узнать впечатления о  своем выступлении, чтобы понять, над чем еще следует поработать».

Марк Буркин также согласен с тем, что без выступлений на публике или хотя бы перед друг другом нельзя стать хорошим оратором: «Так ты учишься более четко формировать мысли, отсекать лишнее, а при необходимости быстро реагировать, находить правильные аргументы. На самом деле, такой опыт дорого стоит. Можно сказать, что только после этого конкурса, после того, как я поделился своими рассуждениями перед большой аудиторией, увидел реакцию, в том числе зрелых и опытных людей, я более строго подошел к оценке себя как оратора. Но в тоже время я стал более уверенным в своих силах».

Подводя итоги творческого состязания, Марина Александровна выразила искреннее восхищение всеми его участниками и предложила школьникам провести его еще раз в интересном для них формате.

В свою очередь ребята и преподаватели поблагодарили  протоирея Олега Анохина и Марину Александровну Михалеву, а в их лице Тульскую духовную семинарию культурно-просветительский центр «Фавор», за организацию и проведение конкурса «Тульский златоуст», вручив им на память об этом событии «Благодарственные письма».

Директор МБОУ «Центр образования №20» Андрей Александрович Матвиевский поддержал начинание: «Мы будем только рады, если в нашей школе появится еще одна хорошая традиция —  конкурс  «Тульский златоуст», — произнес он, общаясь с гостями. —  Надеюсь, что отныне ежегодно в это время мы будем проводить это мероприятие. Для этого у нас есть всё, а самое главное – желание».

Марина Полянская
Фото автора