Михаил Иванович Абрамов родился 1 ноября  1885 г. (по другим документам — 3 ноября  1885 г.) в деревне Роговая Дурновской волости Пронского уезда Рязанской губернии в крестьянской семье. В 1897 г. он поступил в Скопинское духовное училище, которое  окончил  в 1901 г. по второму  разряду.  Михаил  Абрамов продолжил учебу в Рязанской духовной семинарии, по окончании которой в 1907 г. был определен к церкви Покрова Божией Матери Пронска в качестве псаломщика и законоучителя  в церковноприходской школе. В 1908 г. указом правящего архиерея — епископа Рязанского и Зарайского Михаил Иванович  определен к Введенской церкви  села Чулкова Пронского уезда, где 3 августа был рукоположен во священники.

Вот выписка  из клировой  ведомости Введенской церкви  села Чулкова от 1912 г.: «Священник Михаил Иоаннов Абрамов 26 л. (…) В семействе у него жена — Евдокия Андреевна,  21 года,  родилась  20.07.1890. Сын — Владимир, 2 лет и 3 месяцев, родился 09.10.1909». Матушка Евдокия Андреевна окончила курс в Рязанском  епархиальном  женском училище. Об отце Михаиле говорится  так: «Поведения  отлично  хорошего. По службе исполнительный и усердный. К благоустройству прихода и церкви относится с полным вниманием и усердием. (…) Во все воскресные и праздничные дни после Литургии говорит проповеди».

В 1912 г. отец Михаил был переведен в Николаевскую церковь села Мостья  Ряжского  уезда Рязанской  епархии, где он также законоучительствовал в церковноприходской  школе. За усердную службу в марте 1913 г. он награжден набедренником, а в феврале 1914 г. отца Михаила переводят в Тульскую епархию в село Богослово Епифанского уезда. В мае 1916 г. за особые труды (устройство яслей для детей) по обстоятельствам военного времени епархиальным начальством священник отмечен наградой. Как свидетельствует запись в клировой  ведомости Иоанно-Богословской церкви села Богослово по состоянию на начало 1917 г., в семействе у отца Михаила на тот момент было уже двое сыновей: Владимир, 1909 г.р. и Леонид — «род. 1913 г. августа 8-го дня». Священник Михаил и члены его семьи снова отмечены положительной характеристикой: поведения «отлично-хорошего», «честнаго».

После революции 1917 г., как и большинство священников, отец Михаил подвергался притеснениям и репрессиям (лишение избирательных прав, непомерные налоги и пр.). В 1928 г. он был арестован и осужден по статье 72 УК, по которой отбывал один год лишения свободы в Тульском исправдоме с 14 января 1929 г. по 14 января 1930 г.

По освобождении из заключения его принял правящий архиерей, который дал ему новое назначение. С 28 декабря 1930 г. протоиерей Михаил Абрамов служит священником храма Похвалы Пресвятой Богородице в селе Городище, что на Дубненском устье.

В 1934 г. произошел его второй арест и трехлетняя ссылка по ст. 58-10 УК (пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений и т.д.). В начале 1937 г. протоиерей Михаил Иванович Абрамов вернулся из ссылки на свое прежнее место служения — в храм Похвалы Пресвятой Богородице.

В Тверском центре документации новейшей истории хранится Дело № 6916, заведенное Кимрским  районным  Управлением НКВД по Калининской  области на Абрамова Михаила Ивановича. Оперативный  приказ НКВД СССР № 00447 от 30.07.1937 «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и др. антисоветских элементов» требовал: «Следствие проводится быстро и в упрощенном порядке». Дела в те времена рассматривались на самом деле быстро и упрощенно: дело отца Михаила было начато 13 ноября и окончено 21 ноября 1937 г. Тринадцатого ноября сотрудники Кимрского районного Управления НКВД по Калининской области получили ордер на производство обыска и ареста Абрамова Михаила Ивановича. В тот же день в присутствии понятых был произведен обыск и арест. Конфисковать и изымать у протоиерея Михаила было нечего, и сотрудники изъяли  только паспорт. Арестованного в тот же день доставили в Кимрское районное отделение НКВД.

Первый  и  последний  допрос  состоялся  на  следующий день — 14 ноября 1937 г., день рождения отца Михаила. Судя по материалам дела, на момент допроса следствие не располагало никакими данными об антисоветской деятельности протоиерея Михаила. Новые материалы в деле появились позже. В справке, выданной Александровским сельсоветом 20 ноября, утверждалось: «Абрамов, враждебно настроенный  к советской власти, систематически занимался среди отсталой части колхозников, единоличников  в Александровском сельсовете антисоветской агитацией против колхозного строительства».

Следователь  нашел трех свидетелей обвинения, которые были допрошены  19 и 20 ноября,  а 21 ноября  уже было подписано обвинительное заключение: «Абрамов, вернувшись из ссылки в 1937 г., враждебно настроенный к советской власти, состоя на службе священником в чине протоиерея Городищенской церкви, одновременно  занимался контрреволюционной антисоветской агитацией среди отсталой части населения колхозников и единоличников Александровского сельсовета. Распространял провокационные  слухи о голоде колхозников, рекомендовал колхозникам выписываться из колхоза — внушал повстанческие намерения, о войне на Советский Союз, о приходе к власти фашистов. Восхвалял расстрелянных врагов народа троцкистов. Клеветал на Героев Советского Союза и новую Конституцию и высказывал террористические намерения против руководителей советской власти. В предъявленном ему обвинении виновным себя не признал, но полностью изобличается свидетельскими показаниями».

Тройка УНКВД Калининской области постановила: Абрамова Михаила Ивановича — расстрелять. Постановление было приведено в исполнение во внутренней тюрьме НКВД Калининской области. Протоиерей Михаил погребен в безвестной могиле.

Реабилитирован 14 июня 1994 г. Тверской областной прокуратурой по году репрессий — 1937.

В 2000 г. протоиерей Михаил Иванович Абрамов прославлен Русской Православной Церковью в лике святых. День памяти 16/29 ноября.

Источник: nasledie.dubna.ru