Во Дворце детского (юношеского) творчества города Узловая состоялись XV районные Рождественские образовательные чтения, посвященные теме: «Историческое наследие реформатора Петра Великого в образовании подрастающего поколения».

По традиции Рождественские образовательные чтения начались с общей молитвы, после которой с приветственным словом к собравшимся обратились заместитель председателя комитета образования Ольга Трегубова и помощник благочинного Узловского округа по образованию и катехизации, настоятель Свято-Никольского храма протоиерей Дионисий Венюков.

В рамках пленарного заседания состоялось награждение педагогов за личный вклад в духовно-нравственное образование подрастающего поколения.

Перед присутствующими с актуальными докладами выступили:

Владимир Купрейчик, учитель русского языка и литературы центра образования «Бестужевский», с темой «Личность Петра I в художественной литературе»;

Татьяна Просецкая, учитель начальных классов гимназии, с темой «Гражданско-патриотическое воспитание в кадетских классах МБОУ гимназии»;

Людмила Федорова, педагог-организатор Дворца детского (юношеского) творчества, с темой «Социальное волонтерство как путь к милосердию»;

Протоиерей Дионисий Венюков, настоятель Никольского храма, с темой «Наследие Петра Великого: исторические достижения и просчеты».

Эпоха Петра I явилась переломной в истории нашей страны. Почти невозможно отыскать такую сферу, которая не претерпела бы изменений, вызванных энергией деятельного царя. Реформа образования была для Петра I не менее важной, чем военная, государственная или экономическая, из-за того, что страна нуждалась в квалифицированных кадрах. Введением реформы образования Петр I пытался создать собственную кузницу кадров.

Отец Дионисий Венюков попытался поговорить с участниками Чтений о негативных аспектах деятельности императора, таких, как отмена исконного и канонического для Церкви патриаршества. «Петр I лишил Православие в России присущего ему самоуправления и превратил церковное устройство в синодальную структуру, зависимую часть госаппарта. Традиционно русский Патриарх был живым голосом всей Русской Церкви, можно сказать, голосом христианской совести для царя и его высших подданных, а также печальником перед ними о нуждах простого народа», – поделился своими мыслями священник.

Отец Дионисий сделал вывод, что упразднение патриаршества в петровской России стало своего рода духовным актом отречения от совести. Русская Церковь осталась, но выступить от ее имени со строгим порицанием царю оказалось некому. Вслед за царем мало-помалу и его поданные стали освобождать себя от назидательного слова Церкви, вначале высшие сословия, а потом и все остальные. Дурной пример всегда заразителен, а если он насаждается силой, то втройне заразителен. С той поры, выражаясь летописным языком, русские мыслители, думающие люди стали все чаще задаваться вопросом о русской идентичности: а кто же такой русский человек? И если в допетровской России ответ на этот вопрос был для всех очевиден: русский человек – это православный человек и никак иначе, то после петровских реформ в умах и смыслах стали создаваться разнообразные мифы о русском человеке. Русский человек – это западник, это нигилист, это почвенник, это марксист, это атеист, это черносотенец и т.д.

«В XX веке был величественно создан и сокрушительно погиб миф о советском человеке. А ответ на вопрос все там же – в допетровском миросозерцании. Настоящий русский человек – это всегда, в первую очередь, православный человек, а потом уже государственный деятель, ученый, космонавт, царь или президент. По моему глубокому убеждению, без строгого и милосердного, а главное живого голоса Православия не может быть ни русского человека, ни России», – подытожил протоиерей Дионисий Венюков.

По материалам пресс-центра муниципального образования Узловский район