В каминном зале тульского храма во имя преподобного Сергия Радонежского прошла духовная беседа, посвященная жизни и трудам святителя Игнатия Брянчанинова.

О богослове, ученом и проповеднике Игнатии Брянчанинове (в крещении Димитрии) прихожанам рассказала Ольга Галь, учитель русского языка и литературы высшей категории, преподаватель воскресной школы Сергиевского храма.

Святитель Игнатий Брянчанинов – епископ Русской Праовсавной Церкви. Прославлен в лике святителей на Поместном Соборе 1988 года.

Протоиерей Вячеслав Ковалевский обратился к гостям встречи:

«Судьба Игнатия Брянчанинова полна испытаний и скорбей, но, в то же время, его путь оказался праведным и светлым. В своей знаковой статье «Плач мой» святитель Игнатий рассуждал о спасении: «Чтение Отцов с полною ясностию убедило меня, что спасение в недрах Российской Церкви несомненно, чего лишены вероисповедания западной Европы, как не сохранившие в целости ни догматического, ни нравственного учения первенствующей Церкви Христовой». Святитель Игнатий и его деяния – образец нравственности и духовности для каждого православного христианина».

Ольга Юрьевна рассказала об усадьбе семьи Брянчаниновых в селе Покровское, о происхождении древнего рода Брянчаниновых, который ведет свое начало от оруженосца князя Димитрия Донского, об отце святителя Игнатия, Александре Семеновиче.

«Александр Семенович был благочестивым человеком, восстанавливать свое имение начинал именно с храма, все богослужения стоял от начала и до конца, а потом нес домой, семье, просфору на вытянутой руке. Но в Дмитрии он видел продолжателя своих великих дел, светского, сильного человека, хозяина имения, воплотителя несбывшихся карьерных желаний отца. Дмитрий Брянчанинов же из всех видов службы предпочел службу Царю Небесному. Светская жизнь, несмотря на то, что перед ним были открыты все дороги, оставляла в его душе пустоту и тоску о Боге, о молитвенной тишине. Решительную роль в судьбе Дмитрия сыграло знакомство с отцом Леонидом Латинским: Брянчанинов, несмотря на то, что весь свет, семья и даже император восстали против его желания, решил подать в отставку и уйти в монастырь, вслед за отцом Леонидом. Уговоры и угрозы не изменили его решения, и получить отставку ему «помогло» только плохое здоровье: на службе он показал себя болезненным и слабым.

Сразу после этого выхода в отставку (который был тайной для родителей) 20-летний Дмитрий уехал в Александро-Свирский монастырь, к старцу Леониду, надел подрясник, и больше никогда с подрясником не расставался. Брянчанинов был полон смирения и беспрекословно исполнял все, что ему поручали. 28 июня 1831 года архиепископ Стефан постриг Дмитрия в Кафедральном Вознесенском соборе и нарек его в честь Игнатия Богоносца.

С 1834 года, когда игумена Игнатия возвели в сан архимандрита, он следующие 23 года посвятил Сергиевой пустыни, которая была в разрушенном состоянии, и ему удалось восстановить монастырь: архимандрит упорядочил богослужения, восстановил соборы, сделал все, что в его силах. Благодаря инженерному образованию святитель Игнатий восстанавливал и реставрировал все места, в которых служил. В Сергиевой пустыни было написано большинство его аскетических произведений, здесь же он научился совмещать внешнюю, рассеянную, суетную жизнь и душевный аскетизм.

В 1861 году Брянчанинов был направлен в Николо-Бабаевскую обитель, здесь он издавал и исправлял свои сочинения, вел активные переписки. Отошёл ко Господу святитель Игнатий в праздник Жен Мироносиц, умер очень тихо и спокойно».

«Творения Игнатия Брянчанинова высоко ценятся благодаря легкому и интересному слогу, – отметила прихожанка Елена Полякова. – Его чудесное умение обращаться со словом и мыслью удивляет нас до сих пор. Благодарю Ольгу Юрьевну за познавательный рассказ!»

Беседу сопровождала презентация, которую Ольга Юрьевна подготовила вместе со своей помощницей Еленой Камаевой. На следующих беседах прихожане пожелали ближе познакомиться с сочинениями святителя Игнатия Брянчанинова.

София Орлова