В Богородичном Пантелеимоновом Щегловском мужском монастыре Тулы состоялся ежегодный литургический съезд на тему «Идеалы христианской жизни».

Митрополит Тульский и Ефремовский Алексий поблагодарил всеблагое Божие смотрение за возможность соборной молитвы духовенства двух епархий: «В светозарные Пасхальные дни мы вновь имеем с вами возможность внимательным обращением к историческому потоку духовной традиции и преданиям Святой Апостольской Церкви остановиться своим вниманием и пастырским и богословским суждением на важной практической и антологической теме «Идеалы христианской жизни».

Церковь Апостольская свидетельствует о Христе, передавая то, что переживает конкретная человеческая душа и, прежде всего, сами апостолы – как они увидели Его, услышали, осязали и как, почувствовав Его, они смоли измениться в своей жизни по Его подобию.

В этом отношении на каждом христианине, а особенно на нас с вами лежит та же самая ответственность равноапостольства – так в современной ситуации своею жизнью свидетельствовать о Христе, как Он свидетельствовал о Боге, когда у Него слово не расходилось с делом.

Если мы сумеем с вами так совершать свою христианскую жизнь, тогда идеалы, о которых мы сегодня будем говорить, будут естественным достоянием нашей жизни и жизни каждого человека».

В ходе работы были заслушаны доклады представителей духовенства двух епархий в составе Тульской митрополии на темы «Вера и пути к вере», «Мир веры», «Жизнь по Христу» и «Времена жизни. Высшие ступени христианства».

Настоятель Свято-Троицкого храма пос. Одоев протоиерей Александр Данюк отметил в своем докладе, что каждая душа, являясь по природе своей христианской, инстинктивно чувствует Бога, тоскует по Нему и всегда готова повернуться к Господу, как подсолнечник поворачивается к солнцу: «Иногда религиозное чувство зарождается в человеке само по себе, бессознательно, и даже в среде, совершенно лишенной тяготения к вере, в среде, где все духовное подвергается злому осмеянию, где детям стремятся привить презрительное отношение к христианству.

Такова, например, история юной девы великомученицы Варвары, которая втайне от своего отца, закоренелого язычника, приняв христианство, была жестоко им гонима и отдана на невыносимые муки, завершившиеся усечением мечем, во исполнение слов Христовых – «предаст на смерть отец чада».

Исповедание веры – бесстрашное открытие, всенародное, несмотря ни на какие возможные угрозы, лишения, страдания, признание себя учеником и рабом Христовым, и безусловная верность Спасителю. Пути действия веры в мире и отдельных душах – это тайна Божественного промысла, которая приводит человека к жизни вечной, выводя его из юдоли плача временного бытия тленного мира».

Настоятель Свято-Покровского храма с. Алешня иерей Николай Комаристый подчеркнул, что в Церкви небесное соединяется с земным непостижимым для ума образом: «Цель жизни человека – совершить обратное тому, что сделал Адам. Задача каждого – вернуться ко Христу и воссоединиться с Ним. В основе нашей жизни должно лежать послушание Божьей воле. Эта воля нам открыта – Божественное Откровение доносит до нас конкретные требования, исполняя которые, человек может жить в соответствии с замыслом Господа. Божественное Откровение хранится в Церкви, в общении единомышленников, и никакие обстоятельства времени не способны разрушить это Слово, так как Оно охраняется за святыми стенами, в духовной крепости, не силой человеческой, а силой Святого Духа».

Настоятель храма в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы г. Суворова иерей Андрей Морозюк сделал акцент на том, что усилия человека должны быть направлены на приобретение подобия Божия: «Опыт жизни во Христе человек обретает в процессе внутреннего духовно-аскетического подвига в соработничестве с благодатью Божией, передаваемой в Таинствах. Христос – полнота всех благ, и в стремлении к нему мы вспоминаем слова святого апостола Павла: «Уже не живу я, но живет во мне Христос». Святоотеческое богословие свидетельствует, что когда мы противимся заповедям Божьим и живем не в соответствии с ними, то теряем подобие.

Все наши усилия должны направляться на самосовершенствование, приобретение подобия Божия, обожение нашего естества. Оно невозможно без гармоничного соучастия наших двух начал – души и тела. Поистине верующим человек становится в молитве. Духовная жизнь в человеке не может быть бессознательной, неразумной. Духовная божественная жизнь и есть Царствие Божие, которое приобретает человек, прилагая усилия и изменяя себя».

Клирик храма в честь иконы Божией Матери «Державная» г. Тулы иерей Димитрий Афанасьев призвал всех смотреть в небо, где человеческая Родина и вечное жилище: «Одна идея должна вести нас к Богу – это идея служения людям, ежечасного, постоянного и неослабленного. Во всяком человеке, который нам встречается на жизненном пути – сильном, слабом, мудром и глупом – мы должны видеть Христа, который указывает нам на этого человека и говорит: «Вот твой брат». Мы должны быть верны этой идее братской любви до конца, до готовности за нее умереть».

После того, как по благословению главы Тульской митрополии митрополита Тульского и Ефремовского Алексия была предопределена тема очередного литургического съезда – «Духовничество и епитимьи в современной практике Церкви», владыка Алексий поблагодарил участников съезда: «Уже восьмой раз духовенство обеих епархий Тульской митрополии и дружная студенческая семья Тульской Духовной семинарии в майские дни, исполненные благодатной Пасхальной радости, собираются в благословенных стенах Пантелеимонова мужского монастыря на литургический съезд, который каждый раз рассматривает тему, касающуюся той или иной грани духовной жизни пастырей и рядовых христиан. Сегодняшняя тема посвящена идеалам христианской жизни. Мы прослушали интересные сообщения, обсудили их в братской дискуссии.

Я искренне благодарен епископу Белевскому и Алексинскому Серафиму и всем священнослужителям за то, что мы имеем реальную возможность развивать взаимное общение на общей административной территории Тульской области, где мы, согласно благословению священноначалия нашей Церкви, совершаем свое свидетельство о Христе Распятом и Воскресшем».

Епископ Белевский и Алексинский Серафим подчеркнул, что через Воскресение человек открывает для себя основу жизни и спасения: «Сегодня мы имеем возможность встретиться и обсудить друг с другом в рамках единого собрания опыт духовной жизни, поставить общие задачи и проблемы, выработать единый подход к тому, чтобы проповедь наша была согласна, имела свое единое утверждение и возможность охватить каждого человека, живущего на Тульской земле.

Мы делимся Пасхальной радостью друг с другом, чтобы Господь в ответ на наше единодушие и единонравие благословил всех нас нести пастырский крест с тем, чтобы вновь и вновь свидетельствовать о великой Победе, которую Господь принес каждому из нас в торжестве Своего Креста и славного Воскресения над грехом и смертью».

Олеся Феофилова, Алексей Анкин, фото Фёдора Передиреева