Митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил Божественную литургию в храме в честь великомученика Георгия Победоносца (в честь Сошествия Святого Духа на апостолов) города Тулы в сослужении благочинного Северного городского округа протоиерея Вячеслава Ковалевского и настоятеля иерея Александра Суворина.

На сугубой ектении вознесены молитвы о мире на Украине и Ближнем Востоке, о сохранении единства святого Православия, а также прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции.

По окончании богослужения совершено славление перед чтимым образом с частицей его мощей великомученику Георгию.

Затем владыка Алексий обратился к предстоящим со словом назидания: «В сей благословенный день зимнего престольного праздника сего святого храма мы благочестно воспоминаем событие, которое отстоит от нас в истории Отечества и Церкви нашей без тридцати лет почти на целое тысячелетие, когда блаженной памяти святой благоверный великий российский князь Ярослав Мудрый, сын равноапостольного Крестителя Руси, по завершении в Киеве храма в честь Софии Премудрости Божией, поставил с западной стороны двустолпные святые врата, ведущие к сему храму. В одном из столпов он устроил храм в честь своего небесного в Святом Крещении покровителя святого добропобедного Христова великомученика Георгия, а во втором — храм в честь святой покровительницы своей благоверной супруги святой добропобедной Христовой мученицы Ирины.

Отрадно и утешительно, что воспоминание этого события всегда приходится на время святого Рождественского поста, когда православные христиане приуготовляются молитвой, воздержанием, духовным рассуждением над тем, что же такое христианство, к чему мы собираемся прийти в день праздника Рождества Христова, вокруг чего мы будем составлять свое ликование? Может, будет праздновать избавление от усталости за сорок дней, что удерживали себя от того, чтобы не пить молока, не есть мяса, не ругаться, подобно тому, как кучер удерживает летящую тройку? Может, смысл праздника в разрешение на вся, чего хочется, чего не было и вдруг привалило — сразу и всё?!

Нет, не в этом смысл нашего духовного делания во время Рождественского поста как приуготовления к событию Христова Рождества от Духа Свята и Марии Приснодевы и Богородицы, а в понимании того, что Бог по благости своей пришел и вочеловечился, чтобы люди, разумно познали, что в этом соединении Бога и человека, несозданной и сотворенной природы, раскрывается весь смысл миробытия, что это та конечная цель, ради которой мы зачинаемся, девять месяцев возрастаем в лоне материнском, приходим на белый свет, живем тут и проходим разные ступени возрастания — от младенчества до старости — смерти дожидаемся, в землю сокрываемся «в чаянии воскресения мертвых и жизни будущего века». И эта жизнь будущего века начинается здесь, она состоит не в чем ином, как в живом, непосредственном межличностном общении и взаимодействии человека как личностной, самосознающей, ни к кому и ни к чему другому несводимой инаковости, с Богом во Святой Троице Славимом и Поклоняемом по закону межличностного общения «с кем поведешься, от того и наберешься».

Отрадно находиться сегодня вместе с вами под этими сводами, обновляемыми вашими усердием, прилежанием и трудами, но самое главное — теплом горячим ваших сердец, живой трепетной молитвы, надежды на милость и благость Божию! Ибо только вверив себя Божьему Промыслу, доверяя Ему больше, нежели чем самому себе, принимая все, что Он не откроет и все, что творчески не проснется в нас, не от самих себя, а призыванием воли Божией с заключением «Не моя, а Твоя воля, Господи, да будет», можно снискать подлинное благо и сделать его достоянием своей жизни! Только тогда можно и нам будет делать то, что делали в своей жизни святой великомученик Георгий и святая великомученица Ирина. И дай-то Бог, чтобы, прикладываясь к святому образу великомученика Георгия, мы просили не того, чтобы сей же час пришли гонители веры Христовой, начали нас мучить и колесовать, как его, обрекая нас на страдания, а чтобы хоть немного уподобиться нам милосердному самярянину — не проходить мимо боли другого человека и по-доброму, по-христиански откликаться на нее. В этом-то и будет проявляться наше практическое осуществление того, что Бог стал человеком для того, чтобы человек, если пожелает, мог бы обожиться».

Традиционно в заключении архипастырь вседушевно поздравил причастников с принятием Святых Христовых Таин, именинников — с днем тезоименитства.

Выражая благодарность отцу-благочинному, отцу-настоятелю и всем прихожанам за усердие и прилежание, проявленное к дому святого великомученика Георгия Победоносца, митрополит Алексий обратил внимание на то, как святой откликается «на наше движение свободы и поиска — быть подобным святому Георгию, как он был подобен Христу: и образом своим пришел, совершенно нежданно-негаданно, и частицу мощей своих прислал в этот образ, свидетельствуя, что небезучастен он к тому, что дом его возвращается как дом Божией благости и милости, в котором Небо, благодать Святой Живоначальной Троицы живут и действенно даруются всем, кто готов привлечь, принять, вместить и удержать оные с сердечной благодарностью, признательностью и верностью!»

Марина Полянская, фото Александра Морозова