Митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил Божественную литургию в Покровском храме поселка Южный города Тулы в сослужении духовенства храма.

На сугубой ектении вознесены молитвы о благопоспешении христолюбивому Российскому воинству в установлении мира в сию лихую годину, на Святую Русь нашедшую, о мире на Украине, а также о сохранении единства святого Православия.

По окончании богослужения владыка словом мира и любви о Христе поприветствовал собравшихся: «Всечестные отцы и возлюбленные о Господе братья и сестры, в благословенную первую великопостную субботу вновь в опыте нашей человеческой христианской церковной жизни, достигнутой нами в этот весенний период, не столько астрономический, а сколько духовный!

Это время равно схоже образом своим с тем, как весной выстраивает свое положение по отношению к источнику жизни всего поднебесного –  Солнцу, Земля: прежде всего, постепенно, после освобождения от больших снежных покровов, открывается лик самой земли, и мы видим в первую очередь мусор, грязь и все прочее, что хочется поскорее убрать, чтобы солнышко всё высушило, и чтобы самим немного потрудиться, и чтобы трава зазеленела и цветы начали набирать бутончики, оживилась бы всякая жизнь и наполнилась красотой и благоуханием полноты благобытия.

Вот так же и в духовной нашей церковной жизни: параллельно с весной климатической совершается и весна духовная, когда мы особым образом выстраиваем свои отношения с Солнцем правды, Подвигоположником Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом. 

И как сегодня слышали мы из уст первоверховного апостола Павла, по вдохновению от Господа Бога Духа Святого, утверждавшего, что как древле Бог говорил с праотцами нашими во пророках, а в последние времена истории говорил с нами в Своем Единородном Сыне, Которым сотворил все века и в веках сотворил всё многообразие созданносущего мира, а в нем человеческий род, а человеческом роде и каждого из нас с вами (Евр. 1, 1-2), Который, будучи Творцом всяческих по сущности Своей есть образ ипостаси Отчей и сияние славы Его, Который в Себе Самом, восприняв начатки нашего человеческого естества от Своей Пречистой Матери, показал в Себе Самом, в соединении такой же, как у каждого из нас, единой и общей — от Адама первозданного и до самого последнего человека на земле —  человеческой природе, соединив ее со Своим Божеством, в уникальности Своей Божественной личности Единородного Божьего Сына, неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно. Таким образом, состояния и свойства Божественного естества в Нём стали собственными для Его человеческого естества, и наоборот: все функции и свойства и действия человеческого естества в Нем стали собственными для Его Божественного естества.

Такое уникальное взаимопроникновение, взаимодействие и взаимообщение этих свойств явило впервые абсолютную норму действования человеческого естества, и результат этой нормы: не творил волю Свою, а только волю пославшего Его Отца (Ин. 6:38)!

И мы призваны к тому, чтобы во взаимодействии с Богом по закону межличностного общения, уважительно, взаимодействуя друг с другом по разумному предпочтительному выбору, избрав Живоначальную Троицу идеалом для своего подражания во взаимодействии через Христа Подвигоположника, Который как абсолютное Откровение являет нам этот жизненный принцип через Себя понятным для нас образом и возможностью привлечь, принять, вместить и удержать  единомыслие, единонравие, единочувствие, единодушие и единодействие с Ним, войти в эту радость — в Господа Своего, ибо во Христа надо креститься для того, чтобы в Него облечься!

И избрав Его своим идеалом, мы последуем к тому, чтобы быть похожими на Него во всём: в характере мыслей, желаний, определения целей, подборе средств к их осуществлению. Когда мы так —ответственно и самозабвенно — приходим в храм, то начнем понимать, что приходим сюда вовсе не за тем, чтобы просто поставить свечи, и словно на рынке поторговаться с Господом, — на Тебе, Боже, свечку, а Ты мне дай то, что мне потребно для земного благополучия, а не дашь, так я тебе и свечку не поставлю больше — а для того, чтобы достигнуть единомыслия, единонравия, единочувствия, единодушия и единодействия с Богом, во Святой Троице славимом и поклоняемом!

Вот так, в начале духовной весны, то есть великого поста,  когда мы начинаем понуждать себя к ответственным исполнением Христовых заповедей к соответствию доброкачественному характеру отношения и взаимодействия с Богом, во Святой Троице славимом и поклоняемом, через Христа, то с нами начинает происходить то же, что и с поверхностью земли, — прежде всего всякая грязь, всякая порочность, всякая гадость нам становится заметна. А затем просыпается в нас особый характер отношения ко всему неприглядному, что нам открывается, — как к весенней грязи, которую хочется скорее убрать. Мы начинаем искать Христа и идти к Нему, как больной ищет врача и идет к нему на прием, чтобы рассказать о своих недугах, о том, как и где у него болит, и со вниманием слушать все его рекомендации и тщательно их исполнять…

Именно так начинается настоящая духовная работа, именно так начинается наша духовная весна: сначала обнаруживаются все наши скрытые доселе болезни, вся пакость и вся грязь, затем происходит очищение, а далее — принятие богоподобной красоты и вхождение в присноблагобытие, которое опытно нам преподается в жизни Церкви за каждой Божественной литургией, когда мы со страхом и трепетом, и с ликующей детской радостью вкушаем хлеб Евхаристии и пьем вино Евхаристии — Пречистые Тело и Кровь Христовы, — становясь сотелесными и единокровными с Подвигоположником, Спасителем и Господом нашим».

В завершение архипастырь вседушевно поздравил причастников с принятием Святых Христовых Таин и чувством устойчивой жажды быть единомысленными, единонравными, единочувственными и единодейственными со Христом, поблагодарил братию и всех прихожан храма за усердие и прилежание, с которыми они стремятся проходить науку отцепреданного православного христианского жительства, а также пожелал максимально плодотворно пройти время Святой Четередесятницы и Страстной седмицы и в радости духовной встретить светлый день Христовой Пасхи.

Марина Полянская, фото Александра Морозова