Сотрудники Тульского миссионерского отдела приняли участие в работе XXXI Международных Рождественских образовательных чтений «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека», проходивших в Москве с 24 по 27 января.

Протоиерей Павел Картушин участвовал в конференции «Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви на современном этапе», она была организована в формате совещания с руководителями епархиальных миссионерских отделов.

Как рассказал отец Павел, там был зачитан доклад председателя Синодального миссионерского отдела епископа Евфимия «О последних решениях Святейшего Синода и организации миссионерского служения», обсуждались вопросы, касающиеся различных видов миссионерского служения, законодательного обеспечения миссии, деятельности православного миссионерского общества.

Заместитель руководителя Тульского миссионерского отдела Алексей Ярасов и православный психолог Наталья Ярасова 24 января участвовали в работе секции «Секты: миссия или вербовка?».

– Это была встреча единомышленников, актуальными были абсолютно все доклады, – поделился Алексей Викторович. – Приветствуя собравшихся, сопредседатель секции епископ Дальнеконстантиновский Филарет отметил, что «наша национальная безопасность и государственная стабильность во многом зависят от духовной безопасности, которая подразумевает отстаивание традиционных принципов духовной жизни общества».

Затем со вступительным словом и обзором событий за прошедший год выступил профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, президент РАЦИРС Александр Леонидович Дворкин, с которым наш отдел сотрудничает уже много лет. Кроме того, он сделал доклад «Информационные фейки в истории и современности».

На секции было представлено несколько докладов, в числе которых был доклад Натальи Ярасовой: выбранная ею тема «Кому и зачем нужны лжестарцы» вызвала интерес аудитории.

– Эта тема была затронута не только в моем докладе, – отметила Наталья Николаевна. – Александр Леонидович Дворкин также коснулся кумиропочитания лжестарцев с избыточной верой в то, что все сказанное ими – истина в последней инстанции. Многие сегодня склонны полностью полагаться на слова «духовного» учителя – и снимать с себя ответственность за происходящее в жизни.

Мотивов, по которым люди устремляются в лжестарческие общины, несколько: «польза» для самих лжестарцев, «польза» для адептов, составляющих их ближайшее окружение, а также – членов общины. Потому что бывает и так, что сам старец не в курсе той шумихи, что устраивается вокруг него, а ловкачи организуют различные паломнические поездки и наживаются на них.

Но чаще лжестарцев искушает гордыня: власть над судьбами и душами людей привлекательна. Прибавим к этому материальные блага: сколько сегодняшних «пророков» увлекают своих последователей в «природу», призывая продавать квартиры, а деньги вносить в общину.

Редко лжестарцы и их «пиарщики» бывают психически больными людьми, чаще речь идет именно о духовном повреждении, когда невероятно возрастает сознание собственной значимости.

Впадает в прелесть и паства. Их уже не устраивает священник на приходе, и они начинают искать «особых» «духовных учителей».

Но ведь быть старцем – значит, иметь особый дар от Бога, а этого удостаиваются единицы в разное время, тогда как лжестарцев в наши дни появилось множество.

Также на секции были представлены доклады секретаря Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерея Максима Обухова – «Псевдомедицинские культы и их особенности в современных условиях», психолога Центра религиоведческих исследований священномученика Иринея Лионского Алины Виноградовой – «Психологические особенности консультирования пострадавших от деятельности деструктивных сект», магистра культурологи Анны Сысоевой – «Современные методы вербовки в деструктивные религиозные секты».

Марина Панфилова, фото автора