В день празднования Собору Новомучеников и исповедников Церкви Русской благочинный Северного округа г. Тулы протоиерей Вячеслав Ковалевский отслужил панихиду о всех, пострадавших в годину гонений за веру Христову, на месте массовых расстрелов 1937-1938 годов в Тесницком лесу.

Сразу после воскресной службы прихожане храма Преподобного Сергия Радонежского вместе с настоятелем протоиереем Вячеславом Ковалевским и протодиаконом Александром Милянцевым, поехали в Тесницкий лес к часовне в честь Новомучеников и исповедников Российских, чтобы помолиться о жертвах богоборческого времени, о тех, кто закончил свой жизненный путь в этом месте.

Обычно дорога занимала около получаса времени, но сегодня она почему-то оказалась с препятствиями. После с. Богучарова стали в пробке – далеко впереди большой грузовик буксовал на подъеме, на засыпанной снегом трассе. Когда уже стали подумывать, а не повернуть ли назад, стали молиться святителю Николаю – и машины тронулись вперед.

Все облегченно вздохнули: «Не оставил Господь Своей милостью, ждут нас там… »

Ясно было, что автобус в лес не пройдет, и мы все уже приготовились к тому, что от трассы до часовни надо идти пешком по снегу. Не надеясь на наше благоразумие, Ангел хранитель положил впереди поперек лесной дороги дерево. Мы это препятствие обошли, но водитель небольшого джипа, следовавшего за нами, с помощью троса отодвинул дерево в сторону. Мы смогли убедиться на обратном пути, что не надо пренебрегать предупреждениями, когда увидели застрявшую в сугробе машину. Тот же джип вынужден был вытаскивать незадачливых паломников.  

Казалось бы, зачем это нужно: стоять в пробке, лезть через сугробы, мокнуть и мёрзнуть? Но у нас не было никаких сомнений – нас ждут. Такое это место, которое именуют «Тульской Голгофой» – место особой молитвы. И когда во время панихиды вдруг падал снег с елочки или с дерева, казалось, что они вздыхают – молятся вместе с нами. И это непередаваемое обычными человеческими словами ощущение, что лес молится вместе с нами, и что лежащие здесь незримо стоят рядом, заставляет нас вновь и вновь приезжать сюда. В любой день, в любую погоду.

На памятных крестах, вместе с именами здесь погребенных, указано, откуда они. Поражает, что здесь, в русском лесу, ведомым одному лишь Богу образом, собраны люди с разных краев огромного материка Евразии. Читаешь географические названия: Иран, Латвия, Румыния, Германия, Китай, Австрия, Польша, Турция; города: Тула, Москва, Одесса, Рига, С.-Петербург, Харбин, Пекин, Воронеж, Петрозаводск, Берлин, Судак, Венёв, Будапешт, и области тогдашнего Советского Союза: Тульская, Калужская, Одесская, Крымская, Минская, Псковская, Саратовская, Архангельская, Кубанская и так далее…

Мало кто из родственников похороненных здесь приедет на место последнего упокоения своих близких, чтобы поклониться им, зажечь свечу, положить цветы. Так и в нашей группе люди есть люди, которые, не зная о месте захоронения своих родных, едут в Тесницкое, чтобы помолиться здесь.

Рассказывает прихожанка Свято-Сергиевского храма Валентина: «У меня дедушка был расстрелян в 37-ом году. Мы до сих пор не можем найти концов. Дедушка, Александр Дмитриевич Шулупов, был верующим. Бабушка, все дети их были верующие, молились Богу. И в последний момент молились, когда его вели его под конвоем, издевались над ним… Видимо, по доносу односельчан… У него своя мельница была, он был человек с золотыми руками. У него было много детей, и он все умел делать. Нам говорили, что можно узнать, если сходить в КГБ, в ФСБ, но мы никуда не ходили. Мы просто молимся и всё».

Андрей не так давно стал ходить в храм, и его интересует всё: «Я хотел в Бутово съездить, а у нас, оказывается, в Тульской области есть такой полигон и место захоронения жертв репрессий. Я хочу увидеть и почувствовать всё сам».

Для Надежды важно почтить память новомучеников, за Христа пострадавших в годы гонения на Церковь: «Я еду помолиться на панихиде, отдать дань людям, которые снесли все тяжести преследований, и остались в вере православной до последнего».

По окончании панихиды благочинный церквей Тульской епархии Северного благочиния г. Тулы протоиерей Вячеслав Ковалевский, сказал: «В этой земле лежат люди, которые претерпели гонения и смерть не за какие-то преступления, а просто за то, что они верили в Бога. Здесь, в Тесницком лесу, среди трех тысяч других, покоятся святые мученики Тульской земли: сщмч. Никита (Прибытков); епископ Игнатий (Садковский), протоиерей Петр Павлушков – настоятель церкви святых 12 Апостолов; схимонахиня  Августа (Зощук), монахини Анфиса (Сисоева) и Макария (Сапрыкина), послушницы Мария (Лактионова) и Агриппина (Лесина).

И они молятся за нас пред Престолом Божиим, чтобы мы могли свободно жить, свободно исповедовать веру православную, ходить в храм Божий. Их молитвами да помилует Господь всех нас!»

Наталья Новоселова