Прихожане, воспитанники и преподаватели воскресной школы тульского храма во имя святителя Алексия, митрополита Московского и чудотворца всея Руси, побывали на выставке «Современные иконы Александра Чашкина», которая в эти дни экспонируется в галерее «Ясная Поляна».

Александра Чашкин —  российский иконописец с мировым именем, член Союза художников, участник целого ряда выставок, в том числе и персональных,  творчество которого ориентирована на  классические образцы православной иконы.

Авторитетный мастер нашего времени и талантливый художник обратился к иконописи, будучи зрелым человеком и состоявшимся живописцем. На этот непростой и ответственный шаг Александр Иванович решился после встречи с известным иконописцем архимандритом Зиноном (Теодором), с которым ему посчастливилось общаться и вместе трудиться во время росписи храма в Московском Даниловом монастыре.

За тридцать с лишним лет творческой деятельности Александр Чашкин  создал множество монументальных работ, среди которых особое место занимают иконы и фрески для Иверской часовни на Красной площади, церкви Георгия Победоносца на Поклонной Горе, Иоанно-Богословского монастыря под Рязанью. Росписи мастера украшают Никольский кафедральный собор в Вашингтоне,  Кафедральный собор Американской Православной церкви, храм Толгской иконы Пресвятой Богородицы в московском Высоко-Петровском монастыре, надвратную церковь в Высоцком Серпуховском монастыре  – этот список храмов и монастырей можно продолжать и продолжать…

Тульская земля тоже может гордиться тем, что Александр Иванович совместно с другим известным иконописцем, Юрием Черкасовым, и группой художников расписывал церковь Николая Чудотворца в селе Кочаки, что неподалеку от Ясной Поляны. Эта ранняя работа, выполненная в стиле стенной церковной живописи 16 столетия,  признана одной из значимых  в его творчестве.

Александр Чашкин – самобытный художник и иконописец, обладающий индивидуальным почерком,  как это ни парадоксально звучит. Отличительная черта его творчества – обращение к выдающимся образцам и древнерусской иконописи и тяготение  к традиции византийского искусства. Но при этом иконописец не просто копирует наследие древних мастеров, а творчески его разрабатывает.

Все эти сведения посетители выставки почерпнули из краткой ознакомительной лекции экскурсовода, предварившей знакомство с коллекцией лучших работ Александра Чашкина. Экспозиция, в которой объединены  иконы, фотографии фресок и монументальных ансамблей за последние двадцать лет, специально была создана и посвящена 70-летнему юбилею художника.

Клирик Свято-Алексиевского храма  диакон Алексий Иванов, на некоторое время  ставший экскурсоводом,  увлек своим рассказом об особенности стиля Чашкина – иконописца и взрослых, и детей. «Перед нами икона святого великомученика Георгия Победоносца, — обратил внимание своих слушателей отец диакон. —  Как мы видим, она написана в соответствии с православным каноном,   но в тоже время  автор  при ее создании применил технику пуантилизма, что в переводе с французского означает «писать точками». 

Если мы тщательно присмотримся к иконе, то увидим, что образ, фон и орнаменты  вокруг него состоят из  маленьких мазков правильной формы. Этот своеобразный художественный прием был разработан французскими художниками  в 19 веке, для того, чтобы усилить  восприятие красок, чтобы  полной мере увидеть их яркость и насыщенность. Грамотное использование приемов пуантилизма, как  у Александра Ивановича,  не противоречит традиционному письму, а придает иконе еще больше выразительности и глубины».

Важный момент, который также отметил  отец Алексий, и с ним согласились все присутствующие: «Современные изографы используют разные приемы, чтобы как-то  оживить икону, чтобы вызвать у человека ответное чувство,  пробудить желание молиться, подобные тем, которые возникают перед Владимирской иконой Божией Матери или перед иконами Андрея Рублева, — сказал отец диакон. — Но иногда, к сожалению, бывает такое, что человек ощущает некий зазор между ним и образом,  как будто что-то мешает молитве, хотя написана икона по всем канонам.  Это говорит о  том, что  святой образ рождается из личного переживания веры художником,  из  его литургического опыта. К тому же иконописец, прежде чем приступить к работе над иконой готовится внутренне, молится, постится, причащается, чтобы достичь необходимой духовной чистоты. Глядя на иконы Александра Ивановича, чувствуешь внутренний трепет, и молитва возникает сама собой».

С интересом участники выставки ознакомились не только с иконами, но и с фотографиями фресок и стеновых росписей Александра Ивановича Чашкина.

Воспитанница воскресной школы Свято-Алексиевского храма Ульяна Борисова призналась, что она впервые по-настоящему задумалась над тем, насколько сложно и ответственно писать святые образа: «Мало иметь талант художника, нужно по-настоящему жить верой, и тогда икона будет не просто восхищать своей красотой, а  смотреть человеку прямо в сердце, в душу. Меня очень впечатлила техника точечного рисования, которую использует Александр Чашкин. Это очень кропотливая и трудная работа. Особенно, наверное, сложно писать большие иконы и расписывать стены в храмах, нужно много сил, терпения и очень любить  свое дело».

Юлия Башкирцева, которая тоже учится  в старшей группе воскресной школы Свято-Алексиевского храма, подводя своеобразный итог посещения выставки, отметила: «Мне очень понравилось и запомнилось, как отец Алексий сказал в завершение, что Александр Иванович Чашкин  использует технику пуантилизма  совсем не для того, чтобы развлечь человека, а чтобы с помощью более яркого и выразительного цвета икона убеждала и призывала его: «Меняйся, работай над собой, изменись, и увидишь, какое это счастье, побороть свою греховность!»

Нина Васильевна Пилько рада, что тулякам предоставили возможность познакомиться с творчеством известного художника и иконописца: «Я преподаватель  воскресной школы Свято-Знаменского храма, о выставке узнала от наших священнослужителей,  и была рада встретить здесь  своих коллег и их  воспитанников. Очень хорошо, что наши дети могут приобщиться к настоящему церковному искусству. Выставка потрясающая, каждую икону можно рассматривать часами, настолько они с одной стороны – знакомые и узнаваемые, а с другой –  словно ты заново  их открываешь».

Сестры Валерия и Элеонора Шишкины, учащиеся воскресной школы Свято-Алексиевского храма, выразили надежду, что экспозиция икон и монументальных работ Александра Чашкина поможет кому-нибудь из посетителей открыть для себя красоту Православия,  приведет кто-то к вере. «Ведь икона – это окно в духовный мир, и очень бы хотелось, чтобы как можно больше людей почувствовали свет, который они излучают.»

Марина Полянская.

Фото автора.