В работе XXV Международных Рождественских образовательных чтений принял участие ректор Тульской Православной классической гимназии, заведующий кафедрой теологии ТулГу, настоятель тульского храма во имя Двенадцати святых апостолов протоиерей Лев Махно.

В рамках конференции «Православное образование на дошкольной, начальной и основной ступенях образования» в Белом зале храма Христа Спасителя под руководством епископа Зарайского Константина состоялось совещание «Миссия православной школы в культурно-образовательном пространстве: взаимодействие епархиальных ОРОИК и православных образовательных организаций». В его работе приняли участие представители Московской, Городецкой, Бийской, Нижегородской, Липецкой и Тульской епархий. С докладом на мероприятии выступил ректор Тульской Православной классической гимназии Лев Махно.  

Открыл совещание владыка Константин, который в своей речи осветил вопрос о роли епархии в деятельности православных школ. Он также остановился на опыте взаимодействия в Московской епархии и отметил, что важным условием деятельности школ является наличие синодального представления, государственной аккредитации и лицензии. Особая роль в выработке общих направлений деятельности и проведении учебно-методических мероприятий должна принадлежать епархии.

Ректор Тульской Православной классической гимназии протоиерей Лев Махно выступил с докладом: «Место и значение православной школы (гимназии) в системе религиозного образования». По словам отца Льва, изложенный им материал был построен на базе выступлений Святейшего Патриарха Кирилла, который несколько лет назад говорил о том, что обучение в Православной гимназии должно отличатся качеством.

Значительный блок докладов, прозвучавших на совещании, был посвящён месту и значению православной школы в системе православного образования. Современное образование направлено на подготовку узкого специалиста, что значительно ограничивает возможности для всестороннего развития личности. Православная школа в связи с этим призвана сделать развитие личности более гармоничным, стимулировать подготовку ребёнка к творческой деятельности. Задача православной школы – органически вписаться в общую систему образования в стране.

Участник юбилейных XXV Международных Рождественских образовательных чтений протоиерей Лев Махно был свидетелем того, как зарождался этот церковно-общественный форум: ««Я вспоминаю первые Международные Рождественские чтения, когда после тяжелого времени запретов вдруг появилась свобода. Со свободой не каждый может справиться. И если священники, помнившие время гонений, выжидали, то молодежь бросилась в бой. Это был период, когда столкнулись неопытность и опыт. Но время все расставило на свои места. Постепенно у этого форума выработалось общее направление, каждый из его участников стал задумываться, как и что нужно делать для общего блага. Сравнивать начало чтений и сегодняшний день невозможно, это как небо и земля. Но я тяготею к первым, там много было того, чего сейчас уже нет: простоты и поиска истины. Сейчас мы все выступаем и знаем, что и как нужно делать. Сейчас мы как бы отчет даем: я знаю, что я говорю, и знаю, зачем я говорю. Многое уже пройдено, а тогда говоришь и думаешь: осуществится или нет? Все осуществляется. Поэтому те начальные чтения были очень интересны – мы ощупью шли и доказывали истину. А сейчас мы просто говорим об истине, которая уже есть. Сегодня самое главное, что мы начинаем понимать, что нужно Церкви, как ее создать, чтобы она была сильной, чтобы люди, которые приходят в храм, понимали, что они делают, и осознанно жили церковной жизнью».

Вопросы, поднимаемые во время Рождественских чтений, позволяют не только обсудить что-то новое, обменяться опытом, но и, в конечном счете, изменить существующее положение вещей, выработать духовно-нравственный вектор для жизни будущих поколений.

Елена Валеева

Фото Максима Курчакова и с сайта http://www.patriarchia.ru/