В церковном доме храма преподобного Сергия Радонежского прошли духовные беседы, посвященные духовному пути Н.В. Гоголя через призму его художественных произведений.

Ольга Юрьевна Галь, учитель русского языка и литературы высшей категории, преподаватель воскресной школы Свято-Сергиевского храма, подготовила глубокое и подробное исследование жизненного пути великого русского писателя, его духовных исканий, сомнений, прихода к вере и обретения Бога в сердце.

О.Ю. Галь отметила: «Николай Васильевич Гоголь приезжает в Санкт-Петербург из украинского города Нежин с единственным желанием – послужить государству, принести пользу обществу Первое время он живет на окраине Петербурга, работает мелким чиновником, но постепенно знакомится с такими русскими писателями, как П.А. Вяземский, В.А. Жуковский и начинает писать. Появляются первые произведения, принесшие ему славу: повесть «Вечера на хуторе близ Диканьки» и пьеса «Ревизор», которую Гоголь дорабатывал еще несколько лет. Первая редакция «Ревизора» вышла в 1836 году, а в 1842 году появляется знаменитый эпиграф «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». А зеркало в православном понимании – это Евангелие, то есть Гоголь хотел, чтобы зритель посмотрел на себя, увидел себя, ужаснулся и задумался. И знаменитая фраза городничего, которая сейчас всем хорошо знакома: «Над кем смеётесь? Над собой смеётесь!» тоже была написана только в 1842 году.

В 1836 году Гоголь уезжает за границу, живет в Италии и заканчивает здесь свою поэму «Мертвые души», про которую он сказал: «Мне хочется показать, хотя бы с одного бока, всю Русь». Мертвые души, по Гоголю, – это люди, живущие без Бога. Замысел писателя заключается в показе (в первом томе) духовного падения людей. Второй том поэмы был сожжен. Но Гоголь задумал написать три тома «Мертвых душ». При написании произведения он ориентировался на поэму Данте Алигьери «Божественная комедия».

1840 г. – переломный в жизни Гоголя. В этот год он переживает тяжелую болезнь. Нервное состояние дает осложнение на внутренние органы. После чего Гоголь начинает усиленно работать над своим внутренним человеком. Если раньше он высмеивал пороки в других людях, то теперь он начинает искоренять недостатки в себе самом. Поэтому ожидаемый второй том, который был писателем сожжен  – это исправление героев, изменение от падшего состояния к постепенному возрастанию. А Гоголь говорил, что не сможет показать изменение человека в лучшую сторону, если сам не начнет меняться.

После издания «Мертвых душ» и «Ревизора» начинают поступать авторские гонорары. Гоголь просит своих друзей в Москве создать фонд, который до конца жизни писателя помогал бедным студентам Московского и Петербургского университетов.

В возрасте 34 лет, в 1845 г. Николай Васильевич пишет завещание и первый раз сжигает первоначальную редакцию второго тома «Мертвых душ». У Гоголя всё сильнее возникает желание уйти от мирской суеты и стать смиренным иноком. Гоголь всегда был аскетом, никогда не был женат. Он говорил: «Нет выше звания, как монашеское». Однако священник не благословляет его на уход в монастырь, просит подумать еще. В 1845 г. Гоголь выздоравливает, и это укрепляет в нем чувство собственной нужности Творцу на земле.

После 1845 г. Гоголь меняется: исчезает прежнее самодовольство, он становится сдержаннее, глубже. Писатель начинает изучать греческий язык для того, чтобы начать читать в подлиннике чинопоследование Божественной литургии. В конце своего «Размышления о Божественной литургии» Гоголь пишет: «Для всякого, кто только хочет идти вперед и становиться лучше необходимо частое посещение Божественной литургии и внимательное слушание. Она незаметно строит и создает человека». Гоголь познаёт, как немощна его душа, и сильнее ищет опору в Боге. Гоголь пишет: «Тягчайший из всех крестов – крест чёрствости душевной».

В 1848 г. Гоголь совершает паломничество в Иерусалим, о котором он очень долго мечтал. Отзыв Гоголя о своем паломничестве духовнику, Ржевскому протоиерею, отцу Матфею Константиновскому, был таков: «Скажу вам, что еще никогда не был я так мало доволен состоянием сердца своего, как в Иерусалиме. Только больше увидел чёрствость свою и своё себялюбие. Вот весь результат. Как растопить мне мою душу, холодную, чёрствую, не умеющую отделиться от земных, себялюбивых, низких помышлений. Мне кажется даже, что во мне веры нет вовсе». На это отец Матфей ему писал: «Верь, человек может и должен расти в вере, но постепенно». Трагедия Гоголя в том, что он хотел мгновенного очищения и преображения своей души. Главное приобретение Гоголя – он по-настоящему увидел себя, понял, кто он такой на самом деле. Его современники писали, что Гоголь стал добр, мягок, по-братски сочувствует людям, он доступен, снисходителен, он дышит христианством. Таким писатель вернулся из паломничества в Иерусалим. И возвращается в Россию в 1848 году, где ждали родные, друзья, работа и смерть в 1852 году.

Гоголь мечтает о паломничестве на Афон, но эта поездка не состоялась. Но Гоголь трижды совершает паломничество в монастырь Оптина пустынь. Приходит к старцу Макарию, после чего пишет: «Вошел я к старцу одним, а вышел другим».

С января 1852 года основной мыслью писателя стала мысль о подготовке к смерти, к переходу в жизнь вечную. На масленице он начинает говеть, каждый день ходит к Божественной литургии, причащается, держит строгий пост. В ночь с 11 на 12 февраля Гоголь на коленях молится до трех часов ночи, потом будит мальчика-слугу Семёна, приказывает развести камин, перебирает бумаги в портфеле и велит сжечь часть бумаг. Крепостной мальчик, поняв, что происходит, на коленях слезно умоляет Гоголя не делать этого. Но Гоголь сам бросает в огонь бумаги, крестясь в продолжение всего сожжения, после чего он поцеловал мальчика, заплакал и лег на постель. После этого сожжения Гоголь уже практически не поднимался, врачи пытались его лечить. Гоголь соборуется, причащается Святых Христовых Таин и 21 февраля в 8 часов утра умирает. Последними его словами были: «Лестницу, дайте мне скорее лестницу. Как сладко умирать». У А.С. Пушкина же последними словами были: «Подымайте, подымайте меня выше, выше».

После смерти в бумагах Гоголя были обнаружены следующие слова: «Будьте не мертвые, а живые души, нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом».

В завершении встречи настоятель храма преподобного Сергия Радонежского, благочинный Северного городского округа Тулы, протоиерей Вячеслав Ковалевский добавил редкие сведения и факты из жизни Гоголя: «Николай Васильевич некоторое время жил в селе Богучарово под Тулой. Он был крестным отцом младшего сына Николая у А. С. Хомякова».

Своими впечатлениями от встречи поделилась Трубина Вера Петровна, прихожанка Свято-Сергиевского храма: «Мне очень нравиться посещать духовные беседы, жаль, что раньше мне не всегда удавалось прийти. Очень много узнаю. Когда дома читаю Евангелие, возникают какие-то вопросы, которые я могу здесь задать и всё узнать. Я очень благодарна, что начала ходить на эти духовные встречи».

Елена Детинина, фото автора