Педагоги, учащиеся и родители Воскресной школы при Свято-Казанском храме села Гремячее Новомосковского района совершили паломническую поездку в Покровский женский монастырь города Михайлова Рязанской области.

Совсем недалеко, всего в тридцати километрах от села Гремячее, находится монастырь, но мало кто из учащихся посещал его, да и вообще знал о нём. Вот настоятель храма отец Николай Мельников и педагоги школы решили, что время каникул нужно провести с пользой. Тем более что нынешняя осенняя погода очень располагает к прогулкам.

В монастыре ребят ждали. С большим интересом паломники слушали рассказ об истории монастыря. Удивлялись, восхищались. И было чему.

Путь становления Свято-Покровской Михайловской женской обители был долог и нелегок. История основания и благоустроения монастыря на Черной горе охватывает почти половину тысячелетия.

«Черная гора» – название возвышенного места в окрестностях города Михайлова, на котором расположен Покровский монастырь. Оно звучит несколько таинственно. Вот уже более трехсот лет на горе находится кладбище, в настоящее время, к сожалению, наполовину заброшенное. Благочестивые жители издавна приходили сюда, чтобы отслужить заупокойную литию или панихиду по своим умершим родственникам.  Приходили поминать часто в черных траурных одеяниях. Отсюда, по всей вероятности, название – «Черная гора».

Первоначально же Покровский монастырь был основан в другом месте – в четырнадцати километрах от Переяславля Рязанского (современной Рязани), в левобережье реки Оки. В официальных бумагах обитель значилась под названием Рязанского Пустынского Покровского девичьего монастыря. В народе же монастырь знали как Аграфенину пустынь (современный поселок Аграпустынь), по имени ее основательницы – великой рязанской княгини Агриппины, матери последнего рязанского князя Ивана Ивановича. Она была дочерью князя Василия Бабичева-Друцкого. Первой же игуменией монастыря стала тоже Агриппина, но из боярского рязанского рода; она была дочерью боярина Феодора Глебова. Впервые Покровская обитель упоминается в жалованной грамоте первого декабря 1506 года.

Некогда богатый, монастырь к началу XIX века, однако, пришел в упадок. Причиной тому была произведенная ранее (во 2-ой пол. XVIII века) императрицей Екатериной II секуляризация монастырских земель. К тому же к 1819 году внешние естественно-природные причины – весенние паводки – стали грозить полным разрушением, как хозяйственным постройкам обители, так и самой монастырской церкви.

Положение дел было описано игуменьей с сестрами в донесении Преосвященному Сергию (Крылову-Платонову), епископу Рязанскому и Зарайскому. Узнав о трудностях монастыря, купеческое и мещанское общество города Михайлова пожелало видеть обитель непременно в «отечественной их стороне, давно не имевшей такого священного места» и просило перенести ее «на прилегающее к г. Михайлову место,.. называемое Черная гора, состоящее близ самой кладбищенской церкви». Данное прошение было утверждено Михайловской городской Думой. При этом предполагалось отвести «навсегда церковь каменную, с приделом, недавно устроенную» с тем, чтобы совершать «всегдашнее в ней священнослужение и поминовение по умершим предкам…, покоющимся на кладбище»; пашенную землю тридцать девять десятин (более сорока двух га) отдать обители «впредь до того времени, пока» она будет существовать «на означенном месте».

Ровно через сто лет после перенесения монастыря на Черную гору, в 1919 году, обитель была закрыта, хотя литургическая и молитвенно-трудовая жизнь оставшихся в монастыре насельниц все еще теплилась вплоть до середины 1920-х годов. Какое-то время монастырь еще существовал как хозяйственно-трудовая артель, но не долго – до 1927 года. По закрытии монастыря соборный храм использовался как зернохранилище. На территории монастыря, в одном из зданий, располагался колхозный свинарник.

К середине 50-х годов XX века монастырь был полностью стерт с лица земли. Остался лишь голый пустырь с воронками от взрывов, со временем заросший бурьяном и кустарником.

Судьба чудотворной иконы Божией Матери, именуемой «Взыскание погибших», неизвестна. Ныне монастырь продолжает возрождаться.

«Побывав в Покровском монастыре, радуешься такой красоте, что вокруг нас. А узнав, что всё это было восстановлено заново, не перестаёшь восхищаться самоотверженностью монахинь, которые тут живут и трудятся во славу Божию»,- поделилась своими впечатлениями мама одной из учениц,  Елена.

После интересной экскурсии все отправились в трапезную, где путешественников ждал вкусный обед. «Можно мне ещё щей, очень вкусные!», — с такой просьбой обращался не один ребёнок. Родители удивлялись: «Дома не заставишь первое кушать, а тут добавки просят! Чудеса, да и только!», — удивлялись родители. А сами после с удовольствие кушали эти самые обыкновенные щи.

А дети тем временем знакомились с очень необычным обитателем монастыря. Им показали ослицу с красивым именем Жасмин. Сколько было восторгов и восхищений! Они её и гладили, и кормили, и усаживались верхом. А она со смирением всё это выносила, будто понимала, что это дети.

В конце экскурсии все посетили лавку, где продавались очень вкусный монастырский хлеб и пирожки. Накупили вкусностей, поблагодарили монахинь за гостеприимство,  довольные и счастливые отправились домой. Взрослые делились впечатлениями от увиденного и услышанного. Даже несмотря на то, что уже осень, здесь цветут розы и очень-очень красиво. А ещё спокойно и радостно. Ольга Владимировна, преподаватель Воскресной школы сказала:

«Искренне рекомендую посещение обители всем верующим и также всем сочувствующим Вере и Православию. Благодатное место, мир в душе и тишина в сердце. И еще вера в то, что (по Достоевскому) «красота спасет мир»! Красота Божия…».

Ирина Чеснокова
фото автора