Встреча воспитанников театрального кружка Николо-Владимирского храма с известным тульским иконописцем, реставратором и живописцем Владимиром Витальевичем Снытиным стала для них ярким событием в их творческой жизни.

Член Союза художников России Владимир Снытин — коренной туляк, он получил образование в Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Благодаря его работам удалось восстановить внутреннее убранство многих тульских храмов. Так, он помогал оформлять интерьер и писал иконы для нижнего храма Успенского кафедрального собора Тулы, создавал для него иконостас. Им расписан Свято-Никольский храм на Ржавце, храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» села Знаменское Куркинского района Тульской области; написаны иконы для тульского храма святителя Алексия.

Знакомство с этим известным человеком состоялось в мастерской художника, куда в один из воскресных дней Великого поста, по благословению настоятеля родного храма протоиерея Матфея Валуева, дети приехали вместе с батюшкой, родителями и руководителем творческого объединения Натальей Геннадьевной Валуевой. Почти все гости впервые попали в настоящую творческую обстановку, где рождаются не только пейзажи и портреты людей, но и проявляются лики святых.

По словам известного реставратора и иконописца Владимира Витальевича Снытина написание иконы требует особой сосредоточенности, непрестанной молитвы и особого духовного состояния. Не менее сложен и процесс реставрации, когда от мастера требуется не только особый внутренний настрой, но и полный отказ от собственного художественного видения образа, а уникальная способность мыслить, как художник, написавший картину, и тщательное соблюдение технологии восстановления.

Во время встречи Владимир Витальевич рассказал детям о необычной технике, которая со времен средневековья используется в иконописи и которой он пользуется сам.

«Конечно в магазине продаются готовые краски: акварельные, гуашь, масло. Они приготовлены где-то на предприятии, а я предпочитаю готовить краски сам, — поделился мастер. – Я собираю их в баночки из-под гуаши и ставлю в холодное место, потому что связующее вещество у этих красок яичный желток.

Почему желток? Люди давно заметили, что желток вязкий и клеящийся, а однажды они поняли, что можно брать вокруг себя разные камешки, глину — толочь их, смешивать с желтком и получать краски.

 Желтковые краски существовали задолго до Рождества Христова, еще в древнем Египте ими расписывали стены зданий. И хотя технологий получения красок вообще очень много, но желтковая краска активно использовалась во все времена, особенно в Средневековье. Мы помним, что были такие художники: Леонардо да Винчи, Рафаэль, они писали, как раз такими красками. Это позднее Ван Дейк изобрел масляные краски. Поначалу у него была смешанная техника, он писал желтковыми красками, а потом прописывал маслом, позднее он вообще перешел на масло.

Желтковая краска отличается от масляной. Масло свободное, его можно растянуть, счистить, лессировать (лессировка -техника получения глубоких переливчатых цветов за счет нанесения полупрозрачных красок поверх основного цвета), что угодно делать. А желтковая — строгая техника. Нужно постоянно продумывать работу, от начала до конца вести ее, держать в голове некую модель того, что ты хочешь сделать. Потому что тут в основном идут лессировки, по-разному от светлого к темному и от темного к светлому, но уже счистить или что-то стереть будет проблематично. Потому что слои имеют определенную толщину и убрать какой-то один слой практически невозможно, это будет уже реставрация».

С огромным интересом слушали Владимира Витальевича юные художники. Многие из них не один год, помимо занятий в театральном кружке при храме, учатся рисовать в детском объединении «Арт – студия» Отделения творческого развития и организации досуга, что на Староникитской. Когда же мастер не только показал, как делать желтковые краски, но и позволил детям самим стать создателями новых цветов – отбоя от желающих не было. Дети окружили известного иконописца со всех сторон, смешивали краски, заполняли баночки, а потом и рисовали ими на картоне. И даже чаепитие с плюшками и пирогами как-то ушло на второй план, — ребята оставили чашки с чаем и не могли оторваться от настоящего творческого процесса. Им всем хотелось попробовать новые необычные тона.

 «Я два года занимаюсь рисованием, но до этого ни разу не была в мастерской художника, — поделилась юная прихожанка Николо-Владимирского храма Полина Никишина. — Сегодня я узнала много нового: как художники делают краски для икон и живописи, как рисуют золотом, это меня больше всего удивило. Ведь я никогда не видела, как готовят краски, не знала, что в них добавляют яичный желток, чтобы придать им новые свойства.

А сегодня мы не только смотрели как делают новые цвета, но и сами растирали пигменты, смешивали их с желтком, оказалось, что это не так уж и легко. Думаю, что мне как будущему художнику все эти знания пригодятся».

«Занятие очень познавательное, — считает мама Ульяны Насевич Галина, — и сама рабочая обстановка художника, его картины, приготовление красок — мне все здесь очень понравилось. Но самое главное, как на это занятие реагировали дети – вы посмотрите на них! С каким увлечением они слушали мастера, рассматривали здесь все, а когда им позволили смешивать краски —  их невозможно было оторвать!»

Педагог творческого объединения, где занимаются юные художники Наталья Геннадьевна Валуева считает, что каждому ребенку нужно предоставить как можно больше информации о красоте и многообразии Божиего мира.

 «Я всегда стараюсь донести до своих учеников пусть и первоначальные, но как можно более разносторонние знания из области истории искусства, познакомить их с мировыми шедеврами, знаменитыми мастерами прошлого и современности, различными направлениями и видами живописи, — рассказала педагог Наталья Валуева. —  Церковное искусство, в частности, православная икона, это целый огромный мир, особый уникальный пласт культуры, который очень интересен и пока мало знаком детям. Написание иконы — это не просто живопись, это можно сказать особое таинственное действо. Здесь используются совсем другие, не знакомые нам материалы и краски, иная, более сложная, чем в академической живописи, манера письма, техника и последовательность ведения работы. Икона, — это жемчужина живописи, вершина мастерства художника, поэтому идея познакомить детей с основами иконописания, красками и материалами, используемыми для этого, у меня появилась давно.

И сегодня нам посчастливилось побывать в таком уникальном месте, как мастерская известного художника, реставратора и иконописца Владимира Витальевича Снытина. На занятиях в изостудии и в храме мы с ребятами работаем в разных жанрах и техниках. Дети привыкли выполнять натюрморты, пейзажи, портреты гуашью, акварелью, углем и пастелью. Некоторые ребята даже пробовали писать масляными красками. Но красок на основе желтка до сегодняшнего дня не видел никто из них. И тем более никто не пробовал ими писать».

Эта встреча с настоящим мастером – иконописцем стала для юных художников не просто интересным занятием, но уникальной возможностью выйти за рамки привычного творчества и пробудить в себе жажду к познанию нового и необычного. И может быть не все ребята станут профессиональными живописцами, но каждый гость сохранит бережное отношение к иконе, которую с таким трепетом и тщанием создают умелые руки мастера.

Елена Валеева
Фото автора и Марины Никишиной