Очередная встреча участников духовных бесед в тульском Свято-Сергиевском храме была посвящена 700-летию преподобного Сергия Радонежского. Темой для познавательной беседы стала взаимосвязь великого русского подвижника с Тульским краем.

По сложившейся традиции в вечер вторника в каминном зале библиотеки храма прп. Сергия Радонежского собрались люди самых разных возрастов, интересующиеся историей православия, историей родной земли, желающие узнать как можно больше о духовных истоках русской культуры и государственности.

По завершении совместной молитвы с познавательной лекцией, которая скорее прошла в виде  диалога, выступил клирик храма и духовный наставник участников бесед иерей Андрей Еренков.

— Хочу сразу обратить ваше внимание, что мы не будем  углубляться в дискуссии, о том, насколько исторически  достоверно, что преподобный Сергий  Радонежский родился в 1314 году, — отметил отец Андрей, обратившись к присутствующим.-  Как известно,  датировка исторических событий на Руси до эпохи Петра Первого велась от сотворения мира, поэтому все даты относительны. Для нас, современных людей, историческая правда важна не с точки зрения хронологии, а с воспитательной точки зрения, поэтому отрадно, что наше государство  обратило внимание на истинно церковную дату. Это является большим шагом на пути соработничества  государства, Церкви и общества.

Затронув тему особенного отношения к  преподобному Сергию Радонежскому и всея России чудотворцу, к его почитанию, сложившемуся в веках,  отец Андрей привел цитату из рассказа «Куликово поле» известного русского писателя Ивана Шмелева, которая стала своеобразным ключом к пониманию природы народной любви к своим святым и святыням: «В России живут сказания, и ценнейшее в них – неутолимая жажда Правды и нетленная красота души. Вот эта «неутолимая жажда Правды» и есть свидетельство исключительной духовной мощи».

— Когда мы говорим о преподобном Сергии в связи с Тульской землей, прежде всего, мы вспоминаем грандиозное средневековое сражение – Куликовскую битву, которая произошла по новому стилю 8 сентября 1380 года, но по существу на Рождество Пресвятой Богородицы, — продолжил батюшка.- Всем нам хорошо известно, и об этом сказано в житии великого старца, что, отправляясь на эту судьбоносную

 битву,  правящий Великий Московский князь Дмитрий Иоаннович , впоследствии прозванный Донским,   в сопровождении князей, бояр и воевод поехал к Сергию Радонежскому, чтобы помолиться с ним и получить от него благословение. Благословляя его, игумен Троицкий предрёк ему победу и спасение от смерти и отпустил в поход двух своих иноков, Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Однако, окидывая мысленным взором события, которые привели к  Куликовской  битве, мы видим и понимаем, особенно сейчас в свете событий, происходящих на Украине, что преподобный Сергий сделал самое главное – помог князю Дмитрию собрать разрозненных, враждующие между собой русских князей под стягами  и хоругвями Нерукотворного Спаса и вселить в них веру в победу.

В ходе беседы отец Андрей обратил внимание своих слушателей на такой факт, что Куликовская битва по своей сути  являлась все же политическим сражением, поскольку и в войске князя Дмитрия и в войске темника Мамая сражались люди самых разных национальностей, в том  числе и  наемники из других стран. Тем не менее, для потомков различных славянских племен она стала объединяющей. 

—  Дмитриевы дружины с оружием в руках отстояли Русь, а жизни воинов вымолили и Сергий Радонежский с братией. Существует предание,  которое еще раз говорит о том, что находясь среди монахов Троицкой лавры, духом святой пребывал на поле брани, — отметил священнослужитель. – Во время Божественной литургии в день Рождества Пресвятой Богородицы,  когда  сражение уже началось, преподобный Сергий уже поминал  павших воинов.

Большой интерес вызвал у присутствующих приведенный отцом Андреем пример, указывающий на то, что  великий молитвенник и угодник Божий преподобный Сергий Радонежский и спустя века  не оставил землю Русскую, и  в частности Тульский край, без свой молитвенной помощи и заботы.  Речь идет о свидетельствах очевидцев явления  преподобного Сергия близ города Богородицка во время Великой Отечественной войны – в  январе 1942 года, которые были записаны в 1995 году и приведены  в книге «Сергий Радонежский. Великие Святые».

Незадолго до этого немецкое наступление под Москвой, докатившееся до этих мест, остановилось в верховьях Дона. Небольшое село Кузовка, лежавшее крестообразно в долине речки Уперты, совсем недавно освободили от захватчиков.  Однажды ясным солнечным январским днем жители села стали свидетелями удивительного явления: над железной дорогой за селом, по небу, в 20-30 метрах над землей, с северо-востока по направлению к юго-западу, вслед за уходящим фронтом, медленно шествуя по воздуху с посохом в руке, двигалась человеческая фигура. Первоначально многим показалось, что человек чинит поврежденную контактную сеть на железной дороге, но фигура продолжала двигаться прямо по небу и не над железной дорогой, а далее — над заснеженным полем. Сначала пораженные увиденным,  люди приняли седого в монашеских одеждах старца за святителя Николая Чудотворца. Потом все же пришли к убеждению, что это  был  преподобный Сергий Радонежский — небесный заступник края, по молитвам которого в этих же местах некогда одержал победу святой Дмитрий Донской.

— Разумеется, нам неизвестно, сколько подобных явлений преподобного Сергия было на протяжении многих веков, — обратил внимание своих слушателей батюшка. —  Но эту помощь святого и сегодня, в ХХI  веке, ощущают многие православные, воспринимая его как свет, который проникает к нам из давних времен.

В заключение беседы отец Андрей отметил, что в год 700-летия преподобного Сергия Радонежского, вышедшего за пределы Русской Православной Церкви и ставшего событием национального масштаба, нужно не только изучать его житие и принимать активное участие в различных мероприятиях.

— Необходимо также, взирая на образ великого молитвенника земли Русской,  постараться сделать, как можно больше для своего Отечества, и воспринимать  себя не просто как самостоятельную «единичку», а  как часть великой Церкви и великого государства, находящихся на  святой земле, —  отметил он.

Но на это встреча не закончилась, у слушателей возникло много вопросов,  в обсуждении которых принимали участи все. Например, Александр Айнутдинов,  вспомнил  еще одну версию,  связанную с пребыванием преподобного Сергия на Тульской земле. Опять же, как гласит предание, следуя из Троицкого монастыря в Рязань, старец мог бывать у одного из своих учеников в Венев-монастыре.  Много интересных истерических деталей было затронуто в разговоре: каким крестным знамением – двуперстным или трехперстным — осенял себя  преподобный Сергий, какова во времена его жизни была традиция получения имени при крещении и постриге.

Одна из постоянных участниц духовных  бесед  Тамара Александровна Антонова,  поделилась своими впечатлениями от встречи.

— Вообще, я родом из Богородицка, но я никогда не слышала о том, что преподобный Сергий являлся в окрестностях города. Для меня случай, который привел отец Андрей, стал откровением.  Причем, у меня достаточно много знакомых старшего возраста из этих мест, но никто из них ничего подобного не рассказывал. У нас на улице жила семья из Кузовки. Хотя, это и неудивительно, все-таки столько лет люди прожили при воинствующем атеизме. Очень хочется найти это издание, чтобы самой прочитать об этом чуде, но вполне возможно, что оно упоминается и в новом издании серии «Великие святые», оно как раз в этом году вышло в свет. Большое спасибо отцу Андрею за то, что он сумел не просто заинтересовать мало известными фактами, говорящими о помощи и заступничестве преподобного, но и рассказать о нем,  как о личности, удостоенной стать за свои труды и веру молитвенником пред Богом за нашу землю.

Владимир Сергеевич Алешин, для которого участие в духовных беседах стало уже неотъемлемой частью жизни, отметил, что для него главным итогом сегодняшней встречи стал призыв отца Андрея сделать что-то полезное для себя и страны в память о преподобном Сергии Радонежском.

— Выражаясь образно, эта мысль прошла «красной нитью», — говорит он.- Действительно, ведь далеко не каждый из нас задумывается над тем, а чем реально он может помочь своему городу, людям, которые в нем живут.  Не знаю, уместно ли говорить о себе,  но в День Победы я решился и выступил со сцены, прочитав несколько стихотворений, в том числе и  стихотворение Роберта Рождественского «Война».  И, судя по реакции людей, это было сделано не зря, потому что настоящая, глубокая, сильная поэзия сегодня немного затерялась среди песен и танцев.

Марина Полянская.

Фото автора.