Настоятель Свято-Знаменского  храма   села  Волово  иерей Владимир Федак  провел занятие  с учащимися  4 А  класса  Воловской  СОШ №1  в рамках предмета  Основы православной  культуры.

Темой для урока стала  «Русская икона».

Батюшка рассказал ребятам  о зарождении   на  Руси традиций  иконописи.  Тогда,  после принятия христианства от Византии, на Русской земле стали образовываться  первые иконописные школы. Сначала при  монастырях  —  Антониевом, Юрьевецком  и других, а также в крупных городах  —  Киеве, Новгороде, Суздале, Владимире.  Русское иконописное искусство было сильно подвержено влиянию греко-византийского стиля. Но в конце 14 века, во времена великих русских святых – Сергия Радонежского, Стефана Пермского –  происходит перелом, когда русская икона начинает находить свое ни с чем не сравнимое самовыражение.

Многие историки увязывают этот перелом с победой на Куликовом поле и концом татаро-монгольского ига.

В это время на нашей земле жили такие мастера-иконописцы  как Феофан Грек, Даниил Черный, Андрей Рублев, и к 16 веку русская традиция написания икон достигла  своего наивысшего расцвета.

Учащийся Дятлов Егор спросил: «Существуют ли определенные правила при написании иконы»?

«Иконопись, — ответил  отец Владимир, — это  сложнейшее искусство, которое подчинено строжайшим правилам и канонам, чтобы передать духовный смысл иконы.  Здесь  все имеет глубочайший смысл – цвет красок, орнамент, символы, жесты святых и их положение на иконе».

К  сожалению, во время реформ Петра Великого, иконопись, являвшаяся одной из основ  древнерусской культуры,  была потеснена светскими видами изобразительного искусства.  Это накладывает негативный отпечаток и в настоящее время.

Даст Бог, что те попытки возвращения к традиционному русскому стилю написания иконы, которые сейчас предпринимаются, получат дальнейшее развитие и  найдут  отклик в  сердцах православных  христиан.

Светлана Федак.