В канун праздника Крещения Господня митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил всенощное бдение в Успенском кафедральном соборе г. Тулы в сослужении соборного духовенства.

 

По окончании богослужения владыка обратился к прихожанам: «Словом мира и любви о Христе в благословенное на́вечерие мироспасительного праздника Богоявления – Крещения Господа нашего в водах Иорданских от Иоанна, приветствую всех вас, всечестные отцы и возлюбленные о Господе братья и сестры. Еще раз в нашей земной христианской жизни открывается нам одна из сторон великого любвеобильного Божественного промысла, открывающего нам смысл всего миробытия и человеческого рода, и зачатия, рождения и земной жизни каждого из нас, состоящая в том, чтобы через вложенные в естество наше потребностью познания законы окружающего нас многообразия Богосозданного мира получать для себя счастливое благополучное жительство, если будем их исполнять, если не будем их исполнять, непременно будем иметь печальное, скорбное житие, и не только этим удовлетворяться в опыте проявления нашей познавательной способности, но и, проникая в суть всех этих явлений, находить Того, Кто все так задумал, такие законы во все вложил, и взаимодействуя со всем этим многообразием открывает нам и потребность и возможность взаимодействовать с Ним в личностном общении по сходству с Ним и в этом достигать взаимоопрозрачненности и взаимопроникновения в обмене свойств настолько, чтобы “я” каждого из нас находилось бы в таком отношении с Триедиными Несозданными Божественными “Я” Отца и Сына и Святого Духа, как Они Сами находятся между Собой в абсолютной опрозрачненности Каждый перед Двумя Другими так, что Никто из Них не мыслит и не ощущает Своей самодостаточности вне ощущения, даже предваряющего ощущение Самого Себя Самим Собой вне ощущения Двух Других. Такое межличностное общение именуется в библейской традиции в откровении Божием, доступным нашему восприятию, любовью, животворящим, жизненным началом бессмертия и нетления. Именно к такому межличностному общению мы призваны и оно приходит в нашу жизнь не с момента нашего зачатия или рождения, а в развитии, в становлении. В зачатии мы получаем это в полноте потенции, а затем вся последующая жизнедеятельность выявляет и раскрывает эту потенцию, актуализируя ее в зависимости от того, как мы будем выстраивать свое отношение с Триедиными Несозданными. Или сначала полноту благобытия, затем и присноблагобытия или в умалении, в уменьшении, в уклонении от богоподобия и в свободном создании в самих себе иного пространства богозабвения и богонечувствия, страстности, тленности и смертности. Но, если в нас, в нашей познавательной способности проснется правильное понимание смысла своей жизни и ревность нашей творческой силы будет подвигнута правильным пониманием к тому, чтобы осуществить его полноту меры по сходству с Тремя Несозданными, чтобы мы могли бы вложенную в нас при зачатии потенцию реализовать в полную меру своего призвания по Божественному замыслу нашей собственной силы.

После того, как в Адаме Первозданном человеческое естество в нем, как в его возглавителе, потеряло возможность прямого и непосредственного следования за Богом и стало путать свет со тьмою, нам своими силами это сделать невозможно, желание можем ощутить, суждены нам благие порывы, а свершить ничего не дано. Что же, Бог все напрасно задумал и осуществил? Этими способностями нас напрасно наделил? Нет, Он не оставляет нас в падшести нашей свободы, в искаженности нашего предпочтительного разумного выбора самими собой. Он, по благоволению Отца, содействием Святого Духа, в лице Единородного Божьего Сына Бога-Слова замещает Собой Адама Первозданного, испросив у Его дочери – Преблагословенной Девы Марии ее свободного согласия на одарение Его начатками нашего общего единого человеческого естества, получив согласие Он Собой возглавляет род человеческий, наше человеческое естество и в Себе Самом изменяет все принципы его действования и существования. Что мы называем грехом: Адам, отказавшись слушать благую волю Божью, послушал волю отца лжи и человекоубийцы от начала дьявола (Ин. 8, 44), тем самым исполнил свое собственное желание, чрез это исказил человеческую природу, стал тянуться к тому, чтобы несамобытность свою восполнять и осуществлять не действием воли Божественной, а действиями теней, которые падают от благой Божественной природы, как тени, которые несут на себе только отпечатки Божественных замыслов, Божественных смыслов и в этом отношении не являются самосущными реальностями. Человек начинает питаться не Божественными энергиями, а тварными, ограниченными энергиями этого мира, поэтому исполняется то, что было для него предоградительным предупреждением от Бога – не питаться благами от древа познания добра и зла потому, что это земля, тогда ты в землю отыдешь (Быт. 3, 19). Чувственное удовольствие, чувственное наслаждение, которое только и может дать нам полнота богозданной космической реальности, погружает нас во тьму теней. И Господь приходит для того, чтобы прежде падший образ восставить и нам даровать возможность к тому, чтобы мы в силу нашего единосущия с Ним по человечеству, познав неправду и болезненность своего состояния, если захотим от нее избавиться, могли бы получить к этому правильный путь, правильное средство, могли бы через этот путь и средство обрести Истину, причаститься ее, как мы “причащаемся” земли через пищу. Христос в Себе являет Нового Адама: во Мне нет никакой воли Своей, только воля пославшего Меня Отца и в Нем это раскрылось “одесную Бога и Отца сидение” (Мк. 16, 19), как смысл нашего движения. Если появится в нас такое желание, то мы имеем возможность привиться к Нему, Он становится для нас Лозой, а нас называет ветвями. Если ветвь вставить в здоровое крепкое древо, если она по своим природным свойствам соединится с этим Стволом, тогда все, что идет через корень по всему Стволу войдет в нее, она станет носительницей полноты жизни и в нее будет вкладывать все то, что имеет у Себя Самого. Чтобы это было для нас возможно, чтобы мы могли привиться и органически соединиться со Христом, Он не только возглавил Собой человеческий род, не только выявил и достиг в Своем человечестве непадательного состояния, чего не было у Адама после его сотворения Богом, который имел это только в потенции, если бы свободно осуществил себя в предпочтительном выборе в послушании воле Божией, тогда достиг бы непадательного состояния, но лишился возможности питаться Духом Святым. И Христос приходит для того, чтобы будучи полнотой природной, привив Себе ограниченность человеческого естества, наполнить его этой полнотой через Себя, как и свойственно человеческому естеству сообщать, расширять полноту со всем, с чем бы он не прикасался. Так Христос принимает в Себя всю скверну, нашу нравственную совестную скверну, а воду, как ткань, которую, если положить в воду много, поглотит в себя все содержание, так Господь стирает всю скверну. И воде сообщает преизбыток Духа Святого, Которым Он обладает, не привлекая Его извне в Себя, а внутри неразрывно, хотя и неслиянно, как и Отец, обладает Духом Святым равночестно, как Своим родным, как и Дух Святой равночестно обладает и Отцом, и Сыном. Если человеческое естество, находясь в личности каждого из нас будет стремиться к максимальному подобию Христу, то тогда Дух Святой начинает в нем действовать, как в Отце и Сыне. Тогда будет то, что было при Иоанне на Иордане, он Его погружает, Христос восходит от вод и Дух Святой над Ним спускается и стоит. Иоанн по окровению знает, что это значит: именно Христос есть Тот, Которым все живет и движется и существует (Ин. 17, 28), Он — Бог Авраама, Исаака и Иакова (Исх. 3, 6), чтобы он совсем не сомневался, Отец свидетельствует: “Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение” (Мф. 3, 17). И вода становится, ради явления Христа в ней, непричастной греху. Она становится как бы смертоносной для греха, умерщвляющей грех и смерть. Поэтому всякий, кто в такую воду погружается ища сходство со Христом, через то, что совестью своей отрекается от греха, от сатаны, от всей гордыни, от всех дел и всего служения ему, вода смывает порок, скверну и дает человеку состояние, которое было у Адама до грехопадения. Этой водой, умирая в своей совести для грехолюбия, в меру нашей схожести со Христом обретаем для себя свободу Духом Святым, нам изнутри подаваемым. Если своим разумным предпочтительным выбором после крещения мы преклонимся к чувственному удовольствию и наслаждению больше, чем к воле Божией, тогда погружаемся во тьму, но еще более страшную и кромешную потому, что тащим за собой в блуд нашей совести не только самих себя, но и член Христова Тела, то есть мы Его сознательно распинаем этим делом. Святая вода, которую нам сегодня дает Господь, Великая Агиасма, в которой нет свободного предпочтительного выбора, как и во всей природе, она нейтральна, в этот день освящается вод естество ради Нового Возглавителя Адама Первозданного, Который омыл человеческий грех в водах Иордана и сообщил воде скачущую силу в жизнь вечную. Вода не только материальная субстанция, она собой являет вид материи, а по сути своей есть явление Троицы. Невозможно любовь навязать, невозможно заковать, пред ней можно взаимно любовно преклониться, когда она поймет, что ее ничем не оскорбят, тогда полнотой своей благости будет жить, как в своем собственном достоянии в нас, а мы в ней. Этой благодати быть общниками, носителями и свидетелями призваны мы Богом и дай Господь, чтобы так оно и было в нашей жизни».

 

Фото Александра Морозова