Митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил Божественную литургию в Свято-Троицком храме города Ефремова в сослужении духовенства Тульской епархии.

На сугубой ектении вознесены молитвы о мире на Украине и Ближнем Востоке, о сохранении единства святого Православия, а также прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции.

Затем владыка Алексий выразил слова соболезнования по поводу кончины новопреставленного архимандрита Германа (Попкова): «Отец Герман родителями был назван Ванечкой — таким милым и родным для нашего уха, как мы считаем, исконно русским именем. Но имя это пришло в нашу жизнь из Ближнего Востока, со Святой земли, от еврейского народа, и по-еврейски звучит, как Иоханн, и имеет свое внутреннее смысловое значение, а именно — «благодать». Получив от родителей это имя, а при Святом Крещении — Небесного Покровителя имени, как образец для своего образа жизнедеятельности, как друга по жизни — Святого Пророка Предтечу и Крестителя Господня Иоанна, который всей Вселенной указал, какова же конечная ее цель, к Кому мы движемся: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29). Нет другого Имени под Солнцем, которым подобает людям спастись (Деян. 4:12), Кто бы мог привести нас к Отцу Небесному, в Его отверстые отчие объятия через Свое двойное Единосущие: с Отцом и Святым Духом — по Божеству, а с нами — по человечеству, по закону межличностного общения.

Крещение же отца Германа в Плавске произошло в храме преподобного Сергия, Радонежского чудотворца. И всю свою жизнь он шел путем аввы Сергия к этой самой цели — ко Христу Подвигоположнику.

Уже в юности возраста своего Ванечка оказался в большой келие Лавры преподобного Сергия, в доме Святой Живоначальной Троицы, куда такое же как он христианское юношество устремлялось, чтобы правильно помочь себе определить конечную, предельную цель своего движения, а, исходя из нее, и цель на каждый день. Там он и принес Богу обеты сознательно уже, а не как в младенчестве, при купели крещения, с помощью крестных родителей. Подклонив власы главы своей, чтобы их остригли, он вновь осознанно обновил обеты быть единомысленным, единонравным, единочувственным и единодейственным со Христом. И мы знаем, что произошло это с отцом Германом не в одночасье, что он шел по этому пути и падал, но, падая, вставал, и вновь падал, и снова вставал — и так вырастал в этом восхождении.

Кому-то известны, а кому-то неизвестны стороны его внутренней жизни сокровенного человека. Кто знал о его ночных, полунощных молениях, которые были для него потребностью?

Вот мы удивляемся на наших преподобных отцов Сергия и Серафима, к которым приходили медведи и кормились у них, на преподобного Герасима Иорданского, который исцелил льва. А отец Герман специально ездил на окружную дорогу, и там к нему всегда приходила лиса. Она ждала его, знала внутренним чутьем, когда он приедет, привезет ей тортик и покормит ее. И он всякий раз с таким детским ликованием мне об рассказывал! Так и понимаешь, что животные дух наш, человеческий, совсем иначе чувствуют и воспринимают, чем мы: духами облились и благоухаем, а внутри-то совсем другой запах!

Но сегодня наступил тот самый день жизни земной архимандрита Германа —открываются ему двери для Царствия Небесного.

Пятьдесят лет священнослужения… Если уж не каждый день, то большая часть дней седмицы для него были связаны именно с тем, чтобы предстоять у Престола Небесной благодати, совершая Бескровную Жертву, а затем служить нам, людям.

За 43 года пребывания отца Германа, как пастыря, на Ефремовской земле, на месте былой «пустыни», в которой было всего три действующих храма, уже появилось двадцать три! Воистину — по делам познается человек!

Но разве о стенах идет речь. В этих стенах люди собираются, чтобы жить единой жизнью вокруг Божественной Евхаристии, вокруг двойного Единосущия Христова, Который здесь, в этих стенах, открывается нам, как дар богочеловеческого донорства! И мы, приходящие сюда, не просто какие-то наружные наблюдатели, мы пригашаемся принять участие в этом донорстве, принести вещества этого мира в виде хлеба и вина. Как Христос просил вещества этого мира у Матери Своей Девы Марии, чтобы Она даровала Ему начатки человеческого естества, так у нас Он просит хлеба и вина, чтобы они стали Его Телом и Кровию, чтобы нам их принять в себя и напитаться ими. И чтобы в итоге мы становились на биологическом уровне со Христом единокровными и сотелесными, и происходило это с нами не безучастно, а в благодарении и в разумном понимании, что мы утоляем жажду донорства Христова Богочеловечества.

В этом и заключается сила, красота и возвышенная благость труда отца Германа — в том общении, которое мы осуществляем в этих стенах».

По завершении Божественной литургии был совершен чин отпевания и погребения новопреставленного раба Божьего архимандрита Германа (Попкова).

Во время прощания с архимандритом Германом присутствовали духовенство Ефремовского благочиния, многочисленные духовные чада батюшки и верующие, а также представители администрации города Ефремова, депутаты Тульской областной думы.

Благочинный Ефремовского округа иерей Вячеслав Слепнев в прощальном слове отметил: «К отцу Герману приходили разные люди — и простые, и власть предержащие — и со всеми он всегда находил общий язык: кого поддерживал словом, кого — делом, к кому-то подходил с любовью, а к кому-то — со строгостью. Но все, кому довелось общаться с батюшкой, знают, что строгость его была пронизана любовью.

Сегодня мы, духовенство и верующие, — переживаем огромную утрату: Ефремовская земля в прямом смысле осиротела без своего духовного наставника и молитвенника. Но мы твердо верим и уповаем на милость Божию, что Господь вселит в селениях праведных светлую душу архимандрита Германа, и он будет предстоять там и молиться за нас у Престола Божия, а мы же непременно будем чувствовать его духовную поддержку.

Знаем, что Господь наградит нашего любимого батюшку за труды, за его неустанное молитвенное усердие, которое не ослабевало в нем даже в последнее время, несмотря на болезнь и немощь, переносимые им с терпением и благодарностью к Богу. А те плоды, которое насадил отец Герман в Церкви Христовой, будут и дальше произрастать и умножаться, и пастыри, которых он воспитал, научил любить Господа Бога, молиться и служить Ему, будут помнить о батюшке и творить молитвенную память о нем»!

«Архимандрит Герман очень многое сделал для нашего города. И, прежде всего, батюшка своим примером научил нас вере в Бога, прививал духовно-нравственное воспитание нашим детям, — произнес Сергей Балтабаев, глава администрации Муниципального образования город Ефремов. — Многие добрые и хорошие дела, сделанные сообща, начинались с его благословения. Сегодня мы прощаемся с отцом Германом, а проститься — значит попросить прощения. Отец Герман, простите, нас грешных»!

Архимандрит Герман (в миру Иван Васильевич Попков) родился 24 июля 1941 года в Плавске Тульской области. Был крещен сразу после рождения в Сергиевском храме Плавска.

Проходил срочную службу в армии с 1962 по 1965 годы.

Обучался в Московской духовной семинарии и Московской духовной академии, которую закончил в 1975 году со степенью кандидата богословия.

26 марта 1971 года во время обучения в духовных школах был пострижен в монашество с именем Герман (в честь преподобного Германа Аляскинского) епископом Тульским и Белевским Ювеналием в Троице-Сергиевой Лавре.

28 марта 1971 года рукоположен во иеродиакона.

4 апреля 1971 года рукоположен во иеромонаха епископом Тульским и Белевским Ювеналием.

26 ноября 1989 года возведен в сан архимандрита.

Был награжден множеством орденов и медалей Русской Православной Церкви.

Долгое время являлся настоятелем Свято-Троицкого храма города Ефремова и с 2000 года назначен благочинным Ефремовского района. Благодаря его трудам построено и восстановлено множество храмов на Ефремовской земле.

Архимандрит Герман скончался 25 ноября 2021 года на 81-ом году жизни после продолжительной болезни.

Похоронен отец Герман за алтарной частью Свято-Троицкого храма города Ефремова.

Марина Полянская, фото Александра Морозова