И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру.
(1 Ин. 4, 14)

Возлюбленные о Господе всечестные отцы,
боголюбивые иноки и инокини,
христоименитые братья и сестры!

Великая и беспредельная светозарная радость вновь возвещается ныне во всех концах вселенной Единой, Святой Соборной и Апостольской Христовой Церковью, наполняющей боголюбивые сердца православных христиан благодатным осознанием премудрости, благости и любви Божественной, явленных мирозданию и всему роду человеческому пришествием на землю Христа Спасителя. Озаряя мир светом разума, Рождество Христово принесло людям благую весть о спасении человеческого естества от рабства тленности, страстности и смертности и явилось для нас источником жизни и бессмертия, любви и мира. В рождестве Своем от Духа Свята и Марии Девы Сын Божий, по благоволению Бога Отца, соединился с нашей ограниченной, изменяющейся, тварной человеческой природой, став Сыном Человеческим (Мф. 16, 13). Господь всецелым и добровольным послушанием Богу Отцу «даже до смерти, смерти же крестной» (Фил. 2, 8), преобразил, освятил и возвел в непадательное и совершенно богоподобное состояние возглавленное Им в день Благовещения единосущное с нами естество человека и одарил нас возможностью воспринимать Божественную благодать, как принимал ее в раю созданный по образу и подобию Божию (Быт. 1, 26) первый человек, животворящим ее действием изнутри возрождая наши души, чтобы сыны человеческие освободились от прародительского осуждения рабству грехолюбию, насилием страсти безраздельно владеющим произволением каждого из нас, и вновь соделались детьми Божиими (Ин. 1, 12) и наследниками Царства Небесного в блаженном единении с Триипостасным Богом. Вселенский учитель и святитель Григорий Богослов, изъясняя великую благочестия тайну (1 Тим. 3, 16), свидетельствует: «Божие Слово, превечное, невидимое, непостижимое, бестелесное, Начало от Начал, Свет от Света, Источник жизни и бессмертия, Отпечаток Первообраза, Печать непереносимая, Образ неизменяемый, определение и слово Отца, приходит к Своему образу, носит плоть ради плоти, соединяется с разумной душой ради моей души, очищая подобное подобным, делается человеком по всему, кроме греха. Хотя чревоносит Дева, в которой душа и тело предочищены Духом, однако же Происшедший есть Бог и с воспринятым от Него, единое из двух противоположных – плоти и Духа, из которых Один обожил, другая обожена.

О новое смешение! О чудное растворение! Сущий начинает бытие; Несозданный созидается; Необъемлемый объемлется через разумную душу, посредствующую между Божеством и грубой плотию; Богатящий обнищевает – обнищевает до плоти моей, чтобы мне обогатиться Его Божеством; Исполненный истощается – истощается ненадолго в славе Своей, чтобы мне быть причастником полноты Его. Какое богатство благости! Что это за таинство о мне? Я получил образ Божий и не сохранил его; Он воспринимает мою плоть, чтобы и образ спасти, и плоть обессмертить. Он вступает во второе с нами общение, которое гораздо чуднее первого, поколику тогда даровал нам лучшее, а теперь восприемлет худшее, но сие боголепнее первого, сие выше для имеющих ум». Обильны и неисчислимы благодеяния Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа: Он – Глава основанной Им Церкви (Еф. 1, 22), а все верующие в Него и через добровольное усердное исполнение Евангельских заповедей верные Ему становятся по святом крещении действием ответной к Нему Христоподобной любви членами Его Богочеловеческого Тела-Святой Церкви и имеют с Ним органическое единение, в таинстве Причащения становясь единокровными и единотелесными с Ним. И каждый из нас в прошедшие дни благословенного Рождественского поста, молитвой и воздержанием, говением и покаянием, состраданием и милосердием, сокрушением сердечным, Богомыслием и миротворчеством предочистив себя, со страхом Божиим и верой, действующей любовию (Гл. 5, 6), приступал к Чаше Христовой, приобщаясь Святых, Пречистых и Животворящих Его Таин во оставление грехов и в жизнь вечную, дабы явились в жизни нашей духовные плоды Христова Рождества: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22-23), ибо, по слову священномученика Иринея,епископа Лионского, те, «которые боятся Бога и веруют в пришествие Сына Его и через веру насаждают в сердцах своих Духа Божия, справедливо называются людьми чистыми, духовными и живущими для Бога, потому что имеют Духа Отца, очищающего человека и возвышающего в жизнь Божию».

Вседушевно приветствую вас с мироспасительным, благословенным и радостоносным праздником Рождества по плоти Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа! В духовной радости и с чистым сердцем единомысленно и единочувственно со всеми вами прославляя Рождшегося для нас в Вифлееме

иудейском Отроча младо, Превечного Бога, приношу Ему коленопреклонение и благодарение и в благоговении возношу прилежное моление: да будет с нами в наступившем новом лете «благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви» (2 Ин. 1, 3), да, как и прежде, содействующу Святому Духу, продолжим мы творчески трудиться во славу Божию, к пользе нашей дорогой Отчизны и на радость всем людям.
Возрастайте, возлюбленные, в познании Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа в исполнении Его заповедей, чтобы жить нам в добром здравии, братстве, любви, мире и удостоиться Царства Небесного. Господу Иисусу Христу слава, хвала и благодарение ныне, в святозарный день спасительного Рождества, и присно, и в день вечный. Аминь (2 Пет. 3, 18).

Божией милостию смиренный,
+Алексий, митрополит Тульский и Ефремовский

Рождество Христово

2013/2014 года

в богоспасаемом граде Туле