Ваше Высокопреподобие, досточтимый отец Ректор, возлюбленные о Господе всечестные отцы, братья и сестры, досточтимые дамы и господа, высокое собрание. Словом мира и любви о Христе приветствую всех вас от православной полноты Тульской митрополии в этот благословенный день актового торжества Тульской духовной семинарии, знаменательно посвященного 220-летию основания Тульской епархии. Свое географическое проявление Святая Соборная Апостольская Христова Церковь, как живой Богочеловеческий организм, возглавляемый Единым от Святой Троицы, Единородным Божиим Сыном через вочеловечение Его, получает место, если употребить наш современный лексикон, свою земную прописку, на Палестинской земле в первохристианской общине Иерусалима и осуществляет свое странствование вместе с Подвигоположником и Пастыреначальником своим в историческом процессе по всему лицу земли, что Сам Господь соотносит с действием закваски, которую женщина кладет в три меры муки (Мф. 13, 33) и эта многочисленная и рассыпчатая субстанция под действием закваски не только соединяется в неразрывное единство, но и становится жизненосной силой для тех, кто будет органически приобщаться к ней. Господь сравнивает жизнь Своей Церкви и с истинной лозой (Ин. 15, 1), которая открыта для всех, кто в межличностном общении по разумному предпочтительному выбору, увидев и опознав в Нем полноту и красоту присноблагобытия, в Нем не только прибывающего и раскрывающегося, но и призывающего приобщиться  к этой полноте как доброхотно избранному и желанному идеалу жизнедеятельности, будет достигать единомыслия, единонравия, единодушия и единодействия и с Самим Главой церковного тела (Кол. 1, 18) – Богочеловеком, и со всеми, кто желанно и доброхотно входит с Ним в органическое соединение и общение по сходству.

Так Церковь Христова, исторически начавшись во Иерусалиме, совершает вслед за вознесшимся на небеса Жизнодавцем Христом свое восхождение по вертикали в одесную Бога и Отца сидение (Мф. 16, 19), в ту славу, которую Триединый Бог прежде создания мира предназначил роду человеческому (Еф. 1, 4), а по горизонтали она выявляет себя все новым и новым приращением доброхотного человеческого отклика на этот призыв в различных географических местностях. Так проявляется поместное жизненное устройство святой Церкви через небольшие приходские общины (Мф. 18, 20), которые затем объединяются в бо́льшие структуры в масштабах епархий, митрополий, патриархатов, Поместных Православных Церквей.

Подобен исторический путь и с нашей родной Тульской епархии, являющей собой странствующую к небесам Церковь Христову на территории благословенной, богоспасаемой и богохранимой Тульской земли. Изначально, после принятия крещения Русью при святом равноапостольном Великом князе Владимире, она входила в состав Черниговской епархии митрополии Киевской и всея Руси, затем друг друга приемательно в историческом процессе входила в состав Московской и всея Руси митрополии. Первые же семена апостольской веры и проповеди были посеяны здесь духовными учениками основателей русского монашества в богоспасаемом граде Киеве преподобных Антония и Феодосия — богопрославленным священномучеником Кукшей и сподвижником его преподобномучеником Никоном, пришедшими в XII столетии сюда на Приокские просторы, где жило северо-восточное славянское племя вятичей, которым они проповедали слово Христовой истины и своим равноапостольным и мученическим подвигом прочно посеяли и утвердили евангельское благовестие. С тех пор Святая Православная Церковь живет и действует как духовная, культурная и историософская закваска на территории нашего Тульского региона. 16 же октября 1799 года преемственно от Московской и Коломенской епархии оформляется она в самостоятельную епархию Тульскую, которая за два с небольшим столетия выросла в своей духовной жизни в каноническом своем развитии в митрополию, состоящую из двух самостоятельных епархий: Тульской и Белевской, где мы, Богу содействующу, живем и трудимся, за что благодарим всеблагое Божие смотрение.

Для того чтобы богоугодное се́яние святых отцов наших выросло, чтобы древо Христовой истины благосеннолиственно и благоплодно укоренялось в том или ином ландшафтно-этническом пространстве, нужны те любомудры, сердца которых будут пламенеть самозабвенной жертвенной и христоподобной любовью, жизнь которых будет наполнена потоком того благодатного сока, который движется по корню и стволу Христова Богочеловечества, сообщая нетварные Божественные энергии всем, доброхотно причаствующим церковному Богочеловечеству. Для этого Господь непрестанно избирает Своих учеников (Ин. 15, 16), назидает их (Лк. 24, 45) и дает им повеления идти по всему миру, проповедуя Евангелие Божия Царствия (Мк. 16, 15), крестя людей во имя Святой Живоначальной Троицы – Отца и Сына и Святого Духа, уча их блюсти все то, что Христос Господь заповедал нам (Мф. 28, 19-20), но не теоретически только, а прежде всего практикой своей христоподобной жизни так, чтобы друг друга приемательно, как мы в храме от одного источника света, от негасимой лампады возжигаем все остальные светильники, и все пространство наполняется сиянием света, от чего приносит радостоносное опытное ощущение существования гармоничного взаимодействия богоподобного единства и множества.

Так, Богу содействующу, живет Христова Церковь, и мы ответственны, чтобы этот источник света истины и вечной жизни всегда имел бы тех, кто желанно и благодарно принимает свет Христов и способен им доброхотно поделиться с окружающими. Поэтому буквально через два года от своего образования молодая Тульская епархия обустраивает свою духовную школу, которая за эти годы прошла очень непростой исторический путь. Из ее стен вышли 22 иерарха (5 митрополитов и 17 епископов) и около 40 видных деятелей Русского Православия, за полуторавековое существование ТДС воспитала около трех тысяч священнослужителей. В ней трудились: архимандрит Алексий (Симанский) – ректор семинарии и будущий Патриарх Алексий I, профессор протоиерей Г.И. Панов, П.И. Малицкий, М.А. Соколов, Н.С. Дружинин, Н.И. Троицкий, среди ее выпускников новомученики и исповедники Церкви Русской: Ярославский митрополит Агафангел (Преображенский), Верейский архиепископ Иларион (Троицкий), Балахнинский епископ Лаврентий (Князев), протоиерей Петр Павлушков, протоиерей Александр Глаголев.

В новейшей истории, после празднования 1000-летия Крещения Руси, трудами блаженной памяти митрополита Серапиона (Фадеева) была возобновлена жизнь Тульской духовной школы, сначала в качестве пастырских курсов, а затем уже и полноценной семинарской жизни. За эти годы в непрерывном процессе обновления и реформирования внешних форм осуществления образовательно-воспитательного процесса началась активная научная деятельность. Семинария, конечно, изменилась, выросла в этих ракурсах своей жизнедеятельности, но она остается неизменной в хранении верности Церковному преданию, которое мы друг друга приемательно получили в дар от святых апостолов в вероучительном, догматическом, литургическом, каноническом наследии и в основах духовно-нравственной и молитвенной жизни, без которых все остальное теряет свое спасительное значение. И в этом отношении, личность блаженной памяти владыки митрополита Серапиона является тем живым звеном, которое неразрывно связывает нас с той семинарией, которой вот уже более чем два столетия. Хотя бы на примере двух личностей это может быть явно проиллюстрировано и понятно нам с вами через владыку Серапиона.

Так, блаженной памяти предпоследний дореволюционный ректор нашей духовной семинарии тогда архимандрит Алексий (Симанский), а затем в 1945-1971 годах — Святейший Патриарх Московский и всея Руси оказался решающей личностью на жизненном пути владыки митрополита Серапиона, который, будучи насельником Троице-Сергиевой Лавры и студентом Московской духовной семинарии и Академии, был и келейником и старшим иподиаконом Святейшего Владыки, и поэтому имел возможность беседовать и воспринимать неведомые другим внутренние движения духа, мысли и молитвы блаженного старца, когда оставался с ним наедине, а он воспоминал, как трудился в Туле, и какие тогда были непростые времена, когда многие семинаристы увлекались идеями западничества, либерализма и социализма. От Святейшего Алексия владыка Серапион усвоил замечательную традицию «Большой кельи Лавры Сергиевой», как обычно именуют МДА, возрожденную благословением и неизменным личным участием Святейшего Алексия I в Филаретовских вечерах, дававших направление профессорско-преподавательской и научной работы, которая там проводилась. И когда владыка мечтал о том, что будет на земле Тульской возрождена семинария, то заповедал своим ближайшим помощникам, к которым имеем честь отнести себя и ваш покорный слуга, и мой предшественник глубокоуважаемый теперешний высокочтимый владыка митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, чтобы мы неуклонно хранили живое сияние того духовного наследия, которое мы приняли от него.

А как светел пример богопрославленного духовного покровителя семинарии — блаженной памяти ректора ее священномученика протоиерея Петр Павлушкова! Он для всех нас является великим даром Божественной благодати, чтобы мы не просто могли смотреть в глубину веков и теоретически во Христе Иисусе видеть своего Подвигоположника и Пастыреначальника, а в ближайшем к нам историческом приближении видеть боголюбивого человека, который со Святейшим Алексием трудился в качестве его ближайшего помощника — инспектора и профессора, при этом был семейным человеком, мирянином, вовлеченным в глубину церковной жизни. И когда пришли времена испытаний и гонений, когда бесстрашное объявление себя православным священником означало подвергнуть не только себя, но и своих родных и близких тюремному заключению, ссылке и расстрелу, он не убоялся, не ушел ни в бухгалтеры, ни в учителя, а по-христиански смиренно принял ректорство, священный сан, и в тяжелую минуту, когда обновленцы и живоцерковники властным распоряжением местной молодой советской власти утверждались, а верные Христовой Церкви, тогда их называли «тихоновцами», принимали гонения и мучения, бесстрашно встал в строй исповедников веры и, как когда-то преподобный Кукша и его ученик Никон, своей кровью преудобрил вместе с кровью других новомучеников на нашей Тульской Голгофе в Тесницком лесу нашу Тульскую землю и утвердил дух святого Православия на ней.

Теперь мы с вами, христиане XXI века, друг друга приемательно озаряемые этими живыми примерами, наполняем свою жизнь духом их веры, надежды и любви к Богу, Святой Церкви и Отечеству и стараемся вокруг себя донести сей свет окружающему нас миру. И посмотрите, как чувствует это наш боголюбивый, трудолюбивый и очень благодарный православный тульский народ, с какой любовью и щедростью он откликается на нужды нашей духовной семинарии. Мы помним разруху, когда впервые входили в эти, нам переданные поруганные, холодные стены исторического нашего наследия. Слава Богу и благодарность нашей пастве, они теперь наполнены теплом и живым дыханием полноценной духовной жизни. Дай Бог, чтобы и впредь под покровом Пресвятой Богородицы, молитвами святых, в земле нашей Тульской просиявших, под мудрым руководством отца ректора, всей профессорско-преподавательской корпорации, всех друзей нашей духовной школы и, конечно же вас, ее воспитанников, даруемый нам негасимый и радостоносный свет Христовой истины все больше и больше преизливался бы в окружающий нас мир. В чем да поможет нам Господь и ныне, и во веки. Благодарю вас за внимание.