Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Только что мы слышали назидание святого апостола Павла, которое оглашалось нам на старославянском языке. Это назидание указывает нам тот центр, то средоточие, вокруг которого составляется нынешний церковный праздник. Первоверховый апостол говорит ученику своему Титу, а через него и нам, о том, что явилась благодать Божия, спасительная для всех людей и научающая нас тому, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, правильно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы Великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа (Тит. 2, 11-13).

Если спросить современных нам россиян, что за праздник совершается в сегодняшний день, все ответят: освящаем воду благодатью Господней, чтобы в нее окунаться, и чтобы, это якобы самое главное, сделать это в 12 часов ночи, когда Крещенский Сочельник переходит в день праздника Крещения. И делаем мы это для того, чтобы получить без помощи врачей и таблеток телесное здоровье!

В этом есть немалая доля правды: Бог настолько милостив и попечителен о нас, что избрал такое средство для лечения наших телесных недугов – раз в году великим чином освящать водное естество, сообщая ему силу, очищающую и избавляющую от всяких человеческих хворей. Сейчас все СМИ только и будут показывать, как кто-то из популярных людей, где-то в прорубь ныряет… Вокруг этого и составляется людьми как бы праздничек, после которого не плохо бы и стол сытный накрыть, и разогреться, добавив для согревания и веселия лишнего алкогольного градуса… Такое современное понимание праздника Крещения Господня нынешним обществом — ошибочно и пагубно!

Апостол же Павел говорит совершенно о другом! Он учит, что Божия спасительная благодать, которая явлена нам в факте вочеловечения Божия Сына, Который как прочие люди, пришел на Иордан, чтобы принять крещение от Иоанна, но погружаясь в воду, сообщает этой воде ту присущую Его Божественной Ипостаси собезначальной Отцу и Святому Духу, живоносную Божественную силу, которая сокрыта в Его человеческом естестве, существенно неслитно, неизменно, неразлучно и нераздельно соединенном с Его единосущным со Отцом и Святым Духом Божеством. В границах Его воипостазированной Богом-Словом плоти, пребывает вся полнота Божества (Кол. 2, 9). В Его предвечно от Отца рождающейся Личности от Начала Сущего (Ин. 8, 25), равночестно, совершенно богоподобно пребывает и действует человеческое естество, содержащее всю полноту Божества, сообщающуюся через естество тела со всем окружающим миром.

Но делается это не для того, чтобы прикоснувшийся к Христу перестал хромать, или чтобы прошло головокружение или иной какой недуг… Делается это с той целью, чтобы люди, добровольно отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в этом мире, в этом времени, не похотливо ища чувственных наслаждений и удовольствий, завидуя при этом, что у соседа таких благ больше, но чтобы во Христа крестившись, во Христа облеклись (Гал. 3, 27), вохристови́лись.

Вот для этого и явилась благодать Божия спасающая всех людей от того, чтобы вещество этого мира, находящееся во власти каждого, и обладаемое нами через нашу мыслительную деятельность, не заслоняло от нас главного: достижения в доброхотном соработничестве по сходству с Триединым Богом нашего богоподобия, обо́жения, да будет Бог всё во всем (1 Кор. 15, 28).

Иной чем-то обладает так, что и ему отрадно и другим весело, потому что он умеет имуществом бескорыстно обладать и распоряжаться им во славу Божию и на радость людям. Другой же от зависти и жадности и себе покоя не дает и весь окружающий его мир измучает… Чтобы минимизировать подобное, Бог воплотился и вочеловечился, приняв в Себя, как Свое собственное единое и общее у всех людей человеческое естество, и как каждый из нас обладает окружающим миром, через свое тело, так Христос показал, как в Нем, безгрешном (2 Кор. 5, 21), в отличие от нас грешных, человеческая сущность живет, проявляя через себя всю Вселенную в полноте благобытия.

Христос всем людям приносил только радость и счастье! Умер сын у вдовы Наинской, а Он подошел ко гробу, взял мертвеца за руки и говорит: «Вставай»! И усопший живым вернулся к своей матери (Лк. 7, 11-15). Женщина кровоточивая, все деньги за 12 лет истратившая на лечение, только коснувшись рукой края Его одежды, исцелилась (Мф. 9, 20-22), исцелял прокаженных (Мф. 8, 2-3; Мк. 1, 40-42; Лк. 5, 12-13), слепых (Ин. 9, 6-7), хромых (Деян. 3, 2-8), парализованных (Ин. 5, 2-9), бесноватых (Мф. 8, 28-32; Мк. 5, 1-13; Лк. 8, 26-33), воскресил четверодневного умершего Лазаря (Ин. 11, 1-44). И так, покуда не возвел наше естество через смерть Свою за нас на Кресте в Воскресение и сидение одесную Бога и Отца (Мк. 16, 19), чтобы и мы пошли туда, следуя Его слову: «Я есмь дверь» (Ин. 10, 9) к Отцу, а в обители Отца моего для вас жилищ много (Ин. 14, 2)!

Но чтобы это жилище было бы заселено и жилось бы там находящимся в радости человеку грехолюбивому, коими все мы являемся, надо войти в состояние покаяния и целомудрия, и измениться по христоподобию в друга Божия, что своей собственной силой никогда никому не сделать. Господь Сам дает нам силу, которая может нам помочь измениться и преобразиться по Его подобию. Это — не желающая смерти грешника, но ищущая  его спасения через познание истины сила Отчей благодати, которая действует в таинствах Церкви через нас, доброхотно подчиняющихся ее призывающей, исцеляющей, обновляющей, преображающей и обо́живающей по христоподобию действию.

Когда Христос просит нас принести Ему вещество этого мира, которым мы обладаем, всегда налагая на него печать своей вредоносной себялюбивой власти, которая в повседневной практике выражается в том, что можно делать с этим веществом то, что нам угодно и как нам хочется без оглядки на Бога-Творца и без учета богозданности Вселенной. Какой бы формы богозданное вещество не было, люди стремятся превратить это в собственную психосоматическую реальность, в энергии их земного существования. Но наполнить благом и радостью находящееся в нашем обладании вещество из самих себя и из своей сущности мы не имеем возможности, так как психосоматическую энергию для наполнения приходится заимствовать извне, из других форм, всегда превращая их в собственные нашему естеству силы и энергии.

Господь помогает нам обрести доброкачественность и добродетельность, когда создает Церковь, Свое Богочеловечество, к которому мы можем органически привиться (Ин. 15, 5). Чтобы это привитие состоялось, нам необходимо хотя бы на мгновение, в силу нашей двусоставности, нравственно и физически испытать смерть для своей мнимой самости: нравственно, когда мы отказываемся от рабства привычного нам обладания мучающими нас неисчислимыми зависимостями не от Бога.

Такая добровольная душевная смерть называется покаянием, а вместо отвергнутого доброхотно приобщиться начаткам смерти физической, когда водное естество, в которое мы погружаемся с головой в таинстве крещения, как бы прерывает наше жизненное дыхание, а соединенное с этим погружением действие Божией благодати нас преобразует, давая нам новое устремление – жить так, чтобы усваивать в себя всё, нам от Бога данное, не захватнически и по своему разумению, а с благодарностью принимая всё как Его Божественный дар. Надо видеть во всем Его Самого, дарующего нам и солнечный свет, и то, как этот свет трансформирует окружающий мир, приходящий затем к нам разными вещественными формами, наполняя нас способностями и телесными, и душевными, но без забвения чудесного Дародателя, а всегда и во всем видя и благодаря Его! Об этом целомудрии нашей принадлежности целиком Богу и говорит сегодня апостол Павел.

Когда мы приобщаемся этой благодати в таинстве Евхаристии, принимая Тело и Кровь Христовы, то ищем в этом благодарении явления нам Святого Духа, что дает нам силу движения к осуществлению всех наших способностей совершенно Христоподобно, как Он показал нам это в Своей земной жизни. Однако причащаться Христовых тайн постоянно – не возможно, а сила благодати, помогающая нам жить по Богу, необходима нам постоянно. Чтобы ежедневно получать ее восполнение, Человеколюбец Господь Иисус Христос, крестившись от Иоанна в Иордане, освящает естество воды, как основной жизненосной стихии, способной передавать спасительную благодать, которая бы изнутри побуждала нас к поиску богоподобия. Поэтому воду и приносим мы Христу в этот день, как и всегда, когда хотим, чтобы она была освящена действием Божественной благодати, по благодатной церковной формуле: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся».

Самим фактом того, что мы принесли эту воду сюда, мы отказываемся от привычного образа обладания и нашей власти над ней. Этой водой нельзя пользоваться так, как желательно нам — хочу голову мою, хочу ноги, или стираю, огород поливаю, чай пью. Пользоваться этой водой следует так, как Сам Господь вразумляет и благословляет, как великой Святыней. Изменения происходят в образе нашего отношения к водному естеству, а также в характере обладания веществом этого мира. Видя в нем реальное деятельное присутствие Божие, наше отношение проявляется в благоговении и благодарности к небесному Дародателю всех благ Богу и к этой воде. Поэтому люди идут не за физическим здоровьем, а затем, чтобы обрести целомудрие и христоподобную чистоту стяжать, в чем нам эта вода и будет помощницей! Она даст силу, угнетающую всякое нечестие и избавляющую от страстей и пороков, чтобы прорастало в нас благочестие и боголюбие.

Этой благодати мы и пришли сегодня просить у Бога и осуществлять наше призвание  в своем взаимодействии с Ним, в синергии, в едином общем деле. По Божию благоволению мы приносим Ему вещество этого мира — хлеб и вино и говорим, что нет на нем нашей власти и отдаем его в Божию власть. Призри, приди, Господи, и освяти это благодарственное приношение так, как освятил водное естество в день Своего Крещения во Иордане, сойдя и погрузившись Телом Своим в его воды. И Он это делает благодатью Святого Духа, которая растворяется в этой воде и воспринимается нами потом с детской благодарностью и дает нам силу к новой богоугодной жизни.

Вокруг этого мы и составляем праздник Крещения, подтверждающий, что мы можем перемениться из скотоподобного потребительского образа своего существования в богоподобный образ целомудренной благодарной Богу и радующей Его и людей нашей жизнедеятельности. Как же можно этому не радоваться и не составлять вокруг этого праздник и ликование?! Поэтому Церковь и ликует! И дай нам Господь сегодня совершить Божественную литургию и в завершении ее последование чина освящения Великой Агиасмы, чтобы затем всякий раз, когда будем чувствовать, что силы духовные в нас гаснут, когда сил нет дождаться Божественной литургии, принять святой воды, всегда находящейся ближе храма и всегда хранящейся в святом углу. Принять, сотворив молитву во имя Отца и Сына и Святого Духа, попросив у Господа, чтобы укрепил Он нас Духом Своим Святым. После этого испить святой воды, омыться ей. Так  почувствуем, как благодать Господня укрепляет силы наши духовные, а через них и душевные, а через них и телесные! Так явилась нам благодать Божия, спасающая всех людей от греха и дающая всем возможность возрастать в целомудрии и в послушании воле Божией, чтобы и мы, непрестанно радостно ожидая Второго и славного пришествия Христова, славили великое имя Святой Живоначальной Троицы – Отца и Сына и Духа Всесвятого. Аминь.