Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

«Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21, 19). Такие знакомые и даже привычные для православного христианского слуха слова Христовы вновь обращены к нам. Совсем не многословно и кажется так понятно. Но когда беремся раскрыть всё то, что сокровенно за поверхностью воспринимаемого нашим слухом, то глубины смыслового содержания невозможно до конца исчерпать. И по неволе вспоминается эпизод из жизни Блаженного Августина, епископа Иппонского, который имел очень подвижный и пытливый ум, всегда хотел проникнуть в суть всех явлений, понять и саму жизнь Божию внутри самого Божественного Триединого Существа несозданных Божественных Ипостасей, понять и пути Божественного промысла по отношению к Его церкви, каждому человеку и ко всему мирозданию. Будучи таким пытливым человеком, однажды, идя по берегу моря, где он родился, жил и служил в своём городе Иппония (это территория современного Алжира,  северо-запад Африки, где Атлантический океан проходит в Средиземное море) — он видит маленького мальчугана черпающего морской ракушкой воду и наполняющего ей прибрежную ямку.

На вопрос о существе занятия, мальчиком был дан ответ: я хочу перенести это море в эту ямку! Тогда умудренный старец говорит: мальчик, неужели тебе не очевидно, что такое большое море перенести и разместить в такой маленькой ямке совершенно невозможно!

И тогда, внутри самого себя, Августин услышал голос, который указал на невозможность рационального богопознания, «Бога познает не рассудок, а чистое сердце человека» (Мф. 5, 8). Каждый церковный человек по долгу своего служения говорит не о земных и человеческих делах, а о путях Божиих, об океане Божией силы и Божией премудрости, которые соотносятся с ёмкостями человеческой свободы, свидетельствуя о взаимодействии, о котором лучше хранить молчание, однако призванных от Бога к благовестию вместе с первоверховным Апостолом знает: «Горе мне, если я не благовествую!» (1 Кор. 9, 16).

Два явления в окружающей нас действительности: непостижимость нашей жизни, всего того, в чем и Кем мы живём движемся и существуем (Деян. 17, 28), этот океан Божией силы и премудрости, обрамленный рамками ограниченной богосозданной реальности, доступной нашему эмпирическому опыту, и только примеры жизни святых Божиих человеков являются теми путеводными звёздами и помощниками, которые способствуют нам в разрешении стоящей перед нами задачи доброкачественного познания истины, то есть богопознания.

И ныне пред духовным взором нашим такой же океан, на который смотришь с изумлением — жизнь блаженной добропобедной Христовой Великомученицы Екатерины! Молитвенно и благоговейно смотришь и видишь, как этот богозданный бриллиант, принявший внутрь своего сердца благодать Живоначальной Троицы, сияет множеством граней, пропуская через сердцевину и весь объем своего кристалла проникающий внутрь его свет, блистая и сияя его действием как своим собственным?! Так же и в жизни блаженной Екатерины: её личная свобода и действие Божией благодати в доброхотном взаимопроникновении по сходству так сияют, так сверкают, что не знаешь, на чём и как остановиться, и что нужно было бы сказать. И только одно понимание того, что нужно быть тем самым ребенком, которого увидел Блаженный Августин, чтобы услышать этот глагол Христов: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21, 19).

Вы не заботьтесь заранее о том, что и как вы будете говорить, доверьтесь тому, что я обещаю вам: всякий раз, когда вам будет повелено свидетельствовать о путях Божьего промысла, Господь Бог Дух Святой сам будет говорить в вас, так что никто не сможет противиться вам (Лк. 21, 15). И не потому, что вы говорите, а потому, Дух Отца говорит в Вас (Мф. 10, 20)! Но для этого нужно быть бесхитростными и искренними как дети: «Если не будете как дети, то не войдете в Царство небесное» (Мф. 18, 3). Не сможет самонадеянный, самодостаточный ум взрослого человека просветиться умом Божественным Духа Святого. Но что можно из блистания, истекаемого от сияния жизни блаженной Екатерины, привлечь, принять, вместить и удержать нам, христианам XXI века?

Благоговейному духовному взору, содействием Божией благодати в меру чистоты сердца и помыслов, открывается прежде всего, что молитвенная память великомученицы Екатерины приходится на дни попразднства введения во храм Пресвятой Богородицы, Которая как первозданная земля ненасеянная, чистейшая, только что вышедшая из рук Создателя, была способна принять в себя Само Несозданное Слово Отчее, Божественного Логоса Семя всех Божиих замыслов мироздания самого Единого от Святой Живоначальной  Троицы, ставшего от Нее Сыном Человеческим (Ин. 13, 31), Лозой истинной (Ин. 15, 1) для спасения верующих в Него и обновления миробы́тия.

И в жизни блаженной Екатерины в начале четвертого века, любовь и почитание Божией Матери, как естественной двери для всех людей, желающих достичь органического и духовно-нравственного единства со Христом Сыном Божиим, Единосущным и Собезначальным по Божеству со Отцом и Святым Духом, и единосушным по человечеству с Ней – Пренепорочной Его Матерью со всеми нами.  Мы знаем, как блаженная Екатерина обрела Христа по предстательству Божией Матери. Когда пресвитер благословил её иконой Богоматери и сказал: «Проси Её помочь тебе найти желаемого Жениха, знатнее тебя по царственному природному твоему происхождению, многопревосходящего тебя красотой, с которой  никто не может сравниться во всем мире, а Он премудростью Своей превосходит тебя, как свет солнца затмевает луну и звезды. Проси у Его Матери помощи в получении желаемого тобой.

Нам известен плод молитвы в жизни блаженной Екатерины. И это важно для нас, православных христиан XXI века, когда мы слышим со всех сторон о том, что наше Православие ветхое, дряхлое, вся правда из него уже выветрилась. И почитание икон Богоматери и святых слишком архаично. Ничего подобного! Это как раз то, без чего реальной, нормальной, христианской жизни как трепетного, радостоносного переживания Христа своим Спасителем невозможно! А если этого нет, то тогда нет для нас и прочего развития в полную меру возраста Христова (Еф. 4, 13). История Церкви нашей полна таких примеров. Наряду с добропобедными мучениками, как блаженная Екатерина, было не мало христиан, которые шли на страдания, но не могли их перенести, потому что не были реально органически соединены со Христом.

Даем ли мы току благодати реально действовать в нас? Если мы дорожим этим смыслом, этим поиском, то мы никогда внутренне не спутаем себя, своих собственных природных ощущений с действием благодати. Всегда будем знать, что в лучшем случае суждены нам благие порывы, а совершает истинное добро в нас только Божия благодать, и мы радостно и трепетно благодарим Бога (Кол. 3, 17). Так благодатное христианское смирение не видит себя смиренным и только безгранично жаждет Бога и уповает на Него. Мерой христоподобного смирения будем знать, что Господь в нас и мы в Нём! И никогда, даже если дерзнём, потому что велика награда, велико призвание: «Терпением вашим спасайте души ваши», решительно отвергнуть себя, взять свой крест и последовать Христу (Мк. 8, 34), посрамлены не будем, если с молитвой будем благодарно переносить все посылаемые нам болезни, скорби и испытания.

И видим, как добропобедные мученики стяжали эту награду для себя, как они входили в полноту своей жизни с Богом! Удивительной тем, что не бывает венчан тот, кто недостойно мучим был (1 Кор. 13, 13). Мучается, но только всего навсего умирает, но не проповедует в своем роде ток благодати Божией! Но вот, чем полна наша Церковь: у нас всё обращено к Божией Матери: и начало и конец. Призываем Её в начале всякого дела и благодарим Её по завершении всякого дела и не боимся, что этим прославлением Матери мы уничижим Сына,  а наоборот, знаем, что только в этом прославлении мы обретём для себя полноту возможности выразить свою благодарность Её Божественному Сыну и быть верными Ему в исполнении Его призыва: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21,19).

И, наконец, мы современные христиане можем сказать: какие мы несчастные, что не имеем возможности, как они в те века, пострадать, явить это терпение. Да вот совсем недавно, в прошлом столетии, у нас тут в России православные христиане также страдали за Христа. А что сегодня? У нас нет такой возможности. Что же мы теперь не обретём такого венца! И Господь говорит: «Я вчера и ныне, и вовеки веков тот же»!  И для усердного и терпеливого исполнения заповедей моих необязательно государственное гонение на Церковь Христову! Нужно понимать, что то терпение, которое дается от Бога, всегда и во всём сопутствует в той дисциплине, которую в Церкви называют постом, то есть воздержанием! А сейчас, к сожалению, мы в XXI веке стали понимать его как некую диету!

Апостол Павел в послании к Ефесянам пишет, что воинствование наше не с людьми, а с духами темных сил! И эта брань никогда на земле не прекращается, а они стремятся завладеть нами через нашу зависимость от всего, что окружает нас в этом мире, кроме доброхотной зависимости нашей от Бога! В таком деле терпеливо без всякой спешки настойчиво с молитвой к Богоматери и своим покровителям преодолевая свои страстные зависимости не от Бога покаянным воздержанием от всякого греха и говением, и мы можем быть подобными святым мученикам. А Божия Матерь будет нам помощница как Святой Екатерине! И для этого необязательно уходить в монастырь, можно жить и в семье своей в послушании и воздержании возделывать в боголюбии дух свой и бороться со страстями, богопротивными помышлениями, желаниями, грязными и грубыми словами и поступками. Для этого: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21, 19)! В посте, воздержании, молитве искренней и горячей. Аминь.