Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В благословенный день, полагающий собою в череде дней литургического церковного года начало весны духовной, Подвигоположник Господь и Спаситель наш Иисус Христос, по превосходящей Своей благости желающий всем нам через познание истины обрести спасение от порабощающих нас страстности, тленности и смертности через наследие и усвоение жизни вечной в общении по сходству с пресущественной и пребожественной, живоначальной Жизнью, приобретением, стяжанием в образе нашего действования единонравия, единомыслия, единочувствия, единодушия и единодействия с Ним, в Нем и через Него достигнуть межличностного общения по сходству с единосущными Ему по Божеству Отцом и Святым Духом, то есть общности жизнедеятельности в вечной, блаженной жизни Триединого Бога.

Для этого Подвигоположник наш Христос Господь открывает нам закон, по которому возможно для нас, созданных Им сообразно Ему личностными, разумными, волевыми, творческими духовно-телесными существами, имеющими в движении способностей и свойств своего естества потенцию, устремленную к доброхотному достижению подобия жизнедеятельности по сходству с Тремя несозданными Божественными Личностями. Говоря об ее законах, Господь Иисус Христос возвестил нам, как личностным существам, которые не тождественны единой и общей нашей человеческой природе, являющей собой общий набор свойств и качеств единосущного всем людям естества, а конкретную уникальную личностную неповторимость обладания и  уникальную разнокачественность характеров внешнего выявление одних и тех же природных свойств и способностей человеческого естества. Добрый Пастырь душ наших говорит, что многообразие это, зависит от нашего личностного, разумного, предпочтительного выбора — смыслового избрания внутреннего значения каждого явления, как цели, ценностно-дорогой или ценностно ничего не значимой для каждого из нас в нашей жизни. Поэтому, беседуя сегодня с нами за Божественной литургией, сказал: там, где пребывает сокровище ваше, там и сердце ваше (Мф. 6, 21). В чем состоит сокровище по вашей личной ценностной шкале в логическом вашем познании, каким понимается, в чем состоит и как вами воспринимается ценностный ваш идеал, там, как по пословице: куда иголочка, туда за нею непременно тянется и ниточка, где сокровище ваше, там – сердце ваше (Мф. 6, 21). Таков закон физической и душевно-телесной жизнедеятельности. Две разные реальности: иголочки и ниточки одна к другой не сводимы, но во взаимодействии могут быть взаимовосполняющими, и во взаимопроникновенном их соработничестве в итоге явится единодействие: куда иголочка, туда обязательно придет и ниточка.

Итак, где будет каждым из нас, опознано наше смысловое сокровище, туда обязательно направится, как ниточка вслед за иголочкой, наше эмоциональное, чувственное сердечко и творческая сила. Не телесное сердце, которое снабжает жизненной силой наш физический организм, а сердечко наше личностное, то самое средоточие, та сердцевина, тот стержень уникальности жизни и деятельности каждого из нас, в котором зачинаются, из которого исходят и к которому возвращаются движения наших мыслей, желаний, эмоций, чувствований, творческой деятельной энергии.

И в сочетании, во взаимодействии друг с другом там, где ум остановится и скажет, что это есть цель, желанное сокровище, все эти природные силы идут в след за избранным умом идеалом, стремятся к его осуществлению, и принесут соответствующий плод в словах и поступках. Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше, и соответствующий жизненный результат к славе или к постыждению нашему.

И сегодня обращая внимание ума нашего к воскресшему Господу и Спасителю нашему, ждущему друзей Своих на Пасхальное торжество уготованного для Него искренних друзей Его Отцом Небесным брачного пира (Мф. 25, 7) мы для достижения этой цели полагаем начало священной Четыредесятницы дней, благодарно Богу нами приносимой, по отцепреданному, от святых апостолов идущему обычаю. Делаем мы это приношение годовой десятины из всех дней календарного года  для того, чтобы опытно осуществлять движение наших жизненных сил и действий особым образом — не по обыкновению, требующему комфорта повседневной потребительности благ земных, а по ответственному и желанному отклику совести на призыв всеблагого Бога отцов наших избрать жизнь (Втор. 30, 19) и жизнь с преизбытком (Ин. 10, 10), если мы разумным своим предпочтительным выбором изберем Христа и в след за Ним пойдем, отвернувшись себя (Мк. 8, 34), то обретем жизнь вечную (Ин. 5, 24), если же сделаем другой, не тождественный этому Божию призыву, выбор цели своей жизнедеятельности, тогда с кем поведемся, того и наберемся (Пс. 7, 26-27). И соответствующий плод этого взаимодействия для себя обрящем. И путешествие, в которое Подвигоположник наш и Жених душ наших нас приглашает, является, по крайней мере же, длинной во всю нашу земную человеческую жизнь.

Не знаем точное число наших дней, хотя с царем, пророком и псалмопевцем Давидом, иногда можем дерзновенно вопрошать: скажи мне Господи, число дней моих (Пс. 38, 5). А для чего? Для того ли, чтоб лишь только сказать: о, как их тут много, и сколько вокруг меня возможностей, как в каждый день проявится по-разному один и тот же набор находящихся в нашей власти  качеств человеческого естества, сколь многообразно можно самовластно творчески выразить себя: то вдоль по Питерской, а то вдоль по Тверской, то с посвистом, то с ухарью, а то может еще с пьяными слезами, да ложным надрывом?! Поэтому и не сообщает нам Господь число наших дней, а открывает, что не знаем мы ни дня, ни часа, когда придет последнее мгновение (Мф. 25, 13), чтобы в любое мгновение готовы были встретить Христа – Жениха и войти на брак (Мф. 25, 1).

И сколь веревочке ни виться, а все кончику бывать. Но понять это и в соответствии с этим осмыслить всю открывающуюся нам дорогу, так чтобы не заносило на поворотах, чтобы раньше времени не оборвалась ниточка, вылетевшая из иголочки, не достигнув своей цели. Для этого и дана нам природно-присущая людям логическая познавательная способность, пользуясь которой осуществляем мы разумный предпочтительный выбор на ком и на чем остановится, с кем и для чего дружбу водить, что или кого полагать идеалом, которому подражать будем в образе и характере выявления своих свойств и способностей. Так нам предлагается ныне весна духовная, ради любви ко Христу доброхотного воздержания от всего с Ним несовместимого. Великая Четыредесятница с прибавлением Страстной седмицы, которые по времени длятся ровно десятиной из всех дней в году, чтобы мы апробировали, как в лаборатории, опыт сделанного нами разумного предпочтительного выбора смысла всех наших смыслов, заключенного во взаимодействии по сходству со Святой Троицей, приобретая с каждым шагом, делаемым нами по пути исполнения, основоположного закона межличностного общения по сходству — где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6, 21), реальное исполнение Христова обетования: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам (Ин. 14, 21), и еще: «Придем к Нему и обитель у Него сотворим» (Ин. 14, 23).

Так, Богу содействующу, добрая боголюбивая воля наша начнет приносить доброкачественные плоды и откроется нам дверь небесная (Ин. 10, 9), дверь Отчей Божественной любви (Ин. 14, 7) для тех, которые разумным своим предпочтительным выбором останавливаются на смысле всех смыслов своей жизнедеятельности – на Единном от неслиянных Лиц Единосущной и животворящей Троицы Христе Иисусе, Единородном Божием Сыне, Которого Отец посылает в мир сей (Ин. 3, 16; Гал. 4, 3), чтобы Он Самим Собою возглавил человеческий род, в Своей человеческой индивидуальности не только показал норму осуществления всех свойств человеческого естества, их конечную цель в одесную Бога и Отца сидении, но явил бы Себя для нас Путем истинной жизни (Ин. 14, 6), и Донором Богочеловечества, с тем чтобы в каждом из нас при нашем доброхотном желании творчески достигалось вохристовление: Бог был бы всем во всем (1 Кор. 15, 28). Господи, молитв ради Пречистая Твоея Матери, никогда не попускай падшей, себялюбивой воле нашей совершаться, а Твоя благая и совершенная воля пусть будет в нас всегда и везде. Поэтому мы сегодня начинаем благой путь к всеблагому Богу, делая первый шаг через нашего ближнего, через доброхотное примирение друг с другом, через доброхотное всепрощение. Поклонимся в начале этого пути друг перед другом в покаянном чувстве, что каждый из нас за все, во всем и пред всеми виноват. Испросим у Господа прощения: Милостиве, помилуй нас падших и от всего сердца простим всем и каждому.

Вот и я, ваш недостойный пастырь в этот святой и блаженный вечер земно кланяюсь каждому и всем, и прошу искренне и по-христиански сердечно: простите, отцы святии, братья и сестры немощь мою, грехолюбие мое, окаянство жизни моей и благословите меня грешного святым благословением сострадания вашего, да откроется всем нам – стезя твердая и несомненная, ведущая путем неложной надежды на бесконечную благость Божию, праведников любящую, а грешников кающихся милующую (Пс. 33, 16-17). Ибо нет милости, не оказавшему милость (Иак. 2, 3). Аминь.