Возлюбленные о Господе всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокитни, христоименитые братья и сестры!

Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии.

Духовно радуется и светло торжествует днесь Святая Православная Церковь, молитвенно прославляя и чистосердечно величая спасительное в истории миробытия священное событие – Рождество Христово.

Когда исполнилась полнота времен (Гал. 4, 4), предназначенных всеблагим смотрением Триединого Бога для приготовления людей к пришествию в мир через Боговоплощение единого от Святой Троицы — Единородного Божьего Сына Христа Спасителя, осуществились ветхозаветные прови́дения, прообразования и пророчества (Евр. 1, 1-2; Ис. 7, 14; 9 ,6; 40 ,3-5; Мих. 5, 2; Авв. 3, 1-19), воссиял миру Свет разума, освятило вселенную Солнце Божественной любви, правды и истины, открылась людям великая благочестия тайна (1 Тим. 3, 16) — явился Богомладенец Христос, родившийся в Вифлееме Иудейском от Марии Приснодевы — Преславной Богородицы и Духа Святого (Мф. 2, 1; Лк. 1, 35; 2, 4-7).

Своим вочеловечением воспринимая в нерушимое единство Божественной ипостаси Бога-Слова единое и общее всем людям человеческое естество, премудрый Создатель мира в Себе Самом восстанавливает искаженное падением первозданной четы и лишенное соучастия в высшей Божественной жизни человеческое естество, впервые возведя оное совершенным послушанием воле небесного Отца, даже до смерти крестной (Флп. 2, 7), в непадательное состояние, позволяющее актуализировать предназначенную прежде сложения мира цель бытия человечества – обожение Божественной славой, именуемое сидением человеческого естества одесную Бога-Отца (Мк. 16, 19).

Богомудрый защитник святого православия, отец и учитель Церкви V столетия святитель Лев Великий, духовно созерцая божественное спасительное домостроительство, благовествует: «Сын Божий, прежде веков рожденный от Отца и совечный Ему равенством непреходящим и единосущным, пришел в наш мир из чрева избранной для этого милосердного Таинства Девы, в Которой и из Которой Премудрость создала Себе дом (Притч. 9, 1), а присущая Слову неизменная Божественность облеклась в рабский образ (Флп. 2, 7), в подобие греховной плоти (Рим. 8, 3), но при этом Она сохранила ничем не меньшую славу, чем Отец и Святой Дух (Ин. 1, 1; 1, 14), ибо принятая Словом человеческая природа не привела к умалению или искажению высшей и вечной Божественной сущности. Следуя же нашей немощи, Господь умалил Себя для не могущих вместить Его и скрыл под покровом тела великолепие Своего величия, ибо не могло оно восприниматься зрением людей. Поэтому еще говорится, что Он Себя уничижил (Флп. 2, 7)… Сын Божий принял человеческую природу и основу для того, чтобы восстановить нашу природу, которой Он положил начало, и уничтожить смерть, которую не сотворял (Прем. 1, 13).

По Божественности Он рожден от Отца, а по человеческой природе, в которой Он родился от Матери Девы, Он, оставаясь в Божественном величии, одновременно пребывает и в нашей униженности — истинный человек и истинный Бог; вечный в Своем, временный в нашем; единый с Отцом в сущности, которая никогда не была у Него меньшей, чем у Отца, и единый с Матерью в теле, которое Он создал. Принятием человеческой природы Он стал для нас ступенью, давая возможность восходить к Отцу через Него. Божественная сущность, которая всегда и повсюду остается неповрежденной, обошлась без частичного нисхождения и, целиком влившись в человека, не отделилась от Отца».

По неизреченной самозабвенной, жертвенной любви (Ин. 3, 16) Источник и Податель жизни – Господь наш Иисус Христос Себя ума́лил (Фл. 2, 7), воплотился (Ин. 1, 14), безгрешно приобщился к земной жизни, чтобы в Себе Самом, как новом Адаме (1 Кор. 15, 47), не только восстановить утраченное падением Адама ветхого (Рим. 6, 6), но исцелить, преобразить и соединить неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно божество и человечество, просвещая людей светом истины и возвращая им право доброхотным разумным предпочтительным выбором достигать чистосердечной верой, движимой любовью (Гал. 5, 6), богосыновства и божественного достоинства через благоприобретаемое усердным исполнением евангельских заповедей Христоподобие (1 Кор. 4, 16). Рождество Христово – совсем не повод к развлечению, к веселию ради веселия, но праздник жертвенной любви и сердечного мира, который единодушно воспевает ангельский собор и человеческий род, славящие всеблагого Бога: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. 2, 13-14).

Вседушевно поздравляю Вас, возлюбленные о Господе дорогие братья и сестры, с мироспасительным и радостоносным праздником Рождества по плоти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и с Новолетием! Да сохранит всех нас родившийся Богомладенец Христос в новом лете благости Своей невредимыми от всех наветов вражьих, в добром здоровье, в братолюбии, в покаянном чистосердечном исполнении спасительных заветов Господних для новых творческих свершений на радость Матери-Церкви и во благо нашей Отчизны.

«Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5, 23). Аминь.

Божией милостью смиренный,
митрополит Тульский и Ефремовский Алексий

Видео