8 января митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил праздничное Вечернее богослужение во Всехсвятском соборе г. Тулы, по окончании которого поздравил духовенство и паству со светлым праздником Рождества Христова.

За богослужением соборно молились благочинные Тульской епархии, настоятели храмов и монастырей Тулы и области, председатели епархиальных отделов, члены Епархиального Совета.

По окончании Вечерни настоятель Всехсвятского собора, благочинный церквей г. Тулы протоиерей Сергий Резухин зачитал Рождественское послание митрополита Тульского и Ефремовского Алексия духовенству и боголюбивой пастве.

От лица духовенства главу митрополии поздравил настоятель храма свв. Двенадцати Апостолов г. Тулы протоиерей Лев Махно: «Ваше Высокопреосвященство, дорогой наш архипастырь и отец, позвольте в сегодняшний день от лица духовенства, прихожан и тех учебных заведений, которые трудятся под вашим святительским омофором, поздравить Вас с праздником Рождества Христова и новолетием.

Из года в год мы отмечаем праздник Рождества Христова и в такой святой вечер собираемся, чтобы не только поздравить Вашу святыню, но, прежде всего, вспомнить, зачем мы это делаем. Рождество Христово перевернуло мир и дало новую эру. В течение года ослабевает наш дух и требуется поддержка собственных сил духовных для того, чтобы пережить эти ясли Христовы и понять смысл, для чего Он соединил небо и землю, для чего объединил человека и Бога, и Сам явился в качестве человека, чтобы человек стал Богом.

Когда из года в год мы соприкасаемся Христу-Спасителю, как новорожденному, то переживаем необыкновенные чувства и проверяем себя, насколько мы возросли духовно. В результате этого соприкосновения со Христом мы начинаем думать совершенно иначе, начинаем мыслить, потому что человеку принесено спасение и дана надежда.

Христианская надежда основывается не на предчувствии, а на религиозном опыте, которым открывается сила Божия, способная во взаимодействии с человеком, преобразовать личность, семью, общество и государство. Насколько мы можем возрастить и возлелеять эту надежду – зависит от каждого.

В Рождество Христово Церковь особенно зовет нас открыть сердца Господу, чтобы участвовать в перерождении мира и общества. Церковь напоминает, что мы должны создать себя как личность, свою семью — как образец, а жизнь должна стать по Евангелию. Апостол Павел говорит: «Если мы дети Христовы, то мы наследники Божии».

В этот день, когда мы вспоминаем, что мы наследники Божии, хочется просить Ваших, Владыка, святых молитв, чтобы Господь укрепил наши силы, дал возможность возрастать из силы в силу. Разрешите поздравить Вас с этим прекрасным праздником, пожелать Вам здоровья, радости, обилия благодати Божией на многая и благая лета! Испола эти деспота!».

Затем митрополит Тульский и Ефремовский Алексий поздравил всех верующих с праздником Рождества Христова и поблагодарил каждого за жизненный христианский труд и подвиг: «В этот святой день мироспасительного Рождества по плоти Господа нашего словом мира и любви о Рождшемся Богомладенце приветствую всех вас, всечестные отцы, соработники и сотрудники мерности моей в божественном вертограде в благовествование святой евангельской истины, вас, боголюбивые отцы, игумены и матушки-игуменьи, и вас, верный и богоносный народ Тульской епархии.

Благодарю всеблагое Божие смотрение в эти светлые радостные дни святого рождественского поста и в дни праздничного ликования, дающего мне возможность изо дня в день молитвенно разделяя свое устремление от земных трудов к небесным, где уготовано Отцом всякого блага великое утешение для всякого человеческого духа, ищущего подобия Своему Творцу, видеть, чувствовать и вместе с вами разделять участие в предначатии той полноты, которая как залог в жизни Церкви земной дается нам с вами, беспрестанно удивляться безграничной мере любви Святой Живоначальной Троицы. Она являема к нам, ведая немощь и слабость естества нашего, не ведая немощное стояние произволения нашего, в свободном порыве, в ответной любви к Богу.

Господь не только возглавил Собою человеческое естество, все древо человеческой жизни, весь исторический процесс, но не перестает открывать нам Себя как отверстую дверь для нас отверстую покаянием. Он придет к нам по всеобщем воскресении, а до этого времени у нас будет долгий, сложный путь падений и восстаний. Всегда во Христе Распятом и Воскресшем для нас, прободенных Его язвах, Господь показывает открытое пространство Отчей любви и свидетельствует каждому Христовым словом с креста обращенным к разбойнику благоразумному: «Днесь со Мною будеши в раю».

Да, мы падаем, и когда говорят нам со всех сторон, что, именуясь христианами, мы далеки от своего Подвигоположника, мы говорим так: «Это правда, но мы не хотим углубляться в это зловоние грехов наших, мы встаем, и не своей силой, а силой за нас Распятого и кровь Свою Животворную пролившего. Этой кровью мы живем и движемся, и существуем». Это победа не человеческая, а богочеловеческая, осуществляемая в нашей немощи. Он в нас чудодейственно являет неизреченное, в земном – небесное, в тленном – нетленное, в падшем – восстающее и торжествующее силой любви Бога-Отца, распинающей Сына для нас, любви Бога-Сына, свободно и радостоносно распинаемой для нас, и любви Бога-Духа, в нашей немущи торжествующей победой и силой крестной.

Вот та радость, вот то ликование не о нашем смертном и тленном человеческом достоинстве и красоте, а просвещении, нетленном воссиянии Божества в человеческой немощи, ибо ради этого Невместимый вместился в лоно Девы и маленькое хрупкое тельце младенца человеческого, возрос, чтобы взойти на крест, принять смерть, победить ее и сделать ее источником нетления и бессмертия. Вот светлая надежда, упование, купель, в которую мы в покаянии сердечном, сокрушении костей наших всегда себя ввергаем, уповая на благость, милость, сострадательное человеколюбие, животворную силу Святой Живоначальной Троицы.

Немощью и слабостью своей мы срамим Господа, но каемся и плачем, не надмеваемся, не превозносимся, а по милости Божией стараемся терпеть поношения, укорения и заслуженные нами телесные недуги и немощи, благодаря Бога за эти очистительные лекарства и давая Ему пространство в нашей немощи простираться шире небес, и действием, не вмещающимся в скудные рамки нашего падшего человеческого разума, действием Божественной любви пронизывать все пространство сотворенного Богом мироздания.

Слава Божьему милосердию, слава Божьему долготерпению, слава непобедимой животворящей силе Божественной любви. Пусть никакая немощь человеческая, осознавшая всю неправду скверны своей, не чувствует себя забытой, не погружается в бездну отчаяния, не возрастает в самодостаточности и в ней в бунте против любви Божией. Гряди, душа грешная, кайся и получай от Бога великий дар всепрощающей Божественной любви. Сам, не зная как, будешь чувствовать, что эта всепобеждающая животворящая любовь немощь и ничтожество естества тварного возвышает до высоты Своего Несозданного и Светозарного Божественного Естества, нисходя к нам, нас возводит, не уничижая Своего Божественного достоинства и красоты, возвышает до неизреченных высот.

С этой благостью, с этой радостью в этот святой Рождественский вечер всех вас вседушевно паки и паки поздравляю, по-пастырски обнимаю, благодарю каждого за свой жизненный христианский труд и подвиг, на всех призываю щедрое Божье благословение, которое сейчас буду преподавать вам чрез крестное целование».

Олеся Феофилова, фото Фёдора Передиреева