По благословению архимандрита Клавдиана  в честь Дня Православной молодежи в воскресной школе Богородичного Щегловского мужского монастыря города Тулы работала конференция  старших школьников «Мир – творение Божие. Экология и человек».

Участниками конференции были учащиеся основного, начального и дошкольного отделений воскресной школы, педагогический коллектив, родители и бабушки, дедушки детей. Цель конференции: воспитание у детей бережного отношения к природе и окружающему миру, сочувствия ко всему живому.

Игумен Феогност (Авдеев), духовник воскресной школы, вместе с детьми помолились Господу об успешной работе и учебе: прозвучала молитва «Царю Небесный» и молитва перед учением:

— Преблагий Господи, ниспошли нам благодать Духа Твоего Святого, дарствующего смысл и укрепляющего душевные наши силы, дабы, внимая преподаваемому нам учению, возросли мы Тебе, нашему Создателю, во славу, родителям же нашим на утешение, Церкви и отечеству на пользу.

Зал конференции был празднично украшен зеленью, на экране мультимедиа сменялись кадры природы разных уголков нашей красивой и необъятной родины. Полина Волкова читала слова стихотворения великого князя Константина Романова:

— Бывают светлые мгновенья: Земля так несравненно хороша! И неземного восхищенья полна душа! Творцу миров благоуханье несет цветок, и птица песнь дарит: Создателя Его созданье благодарит!

Конференцию открыл духовник воскресной школы  игумен Феогност (Авдеев).

— Чуден мир земной в своей красоте, и все в нем наполнено жизнью. Невозможно сосчитать всех растений и животных, населяющих землю, от самых маленьких, не видимых нашими глазами, до самых больших. Они живут везде: и на суше, и в воде, и в воздухе, и в почве, и даже глубоко под землею. Два главных источника познания Бога – Божественное Откровение и творение, т.е. видимый мир. Второй источник познания Бога, Его творение, свидетельствует о величии и премудрости Божией. Сколько же прекрасного, таинственного, интересного содержится в просторах космоса – в мире планет, звезд, галактик!

Верующий человек повсюду в мироздании видит проявление Божественного Разума. Более того, он верует, что все создано Всемогущим Богом, Который непрестанно промышляет о Своем творении.

Римма Николаевна Сорвина, заместитель директора воскресной школы, продолжила рассказ о мире как творении Божием.

— Бога человек может познавать не только из Священного Писания, но и рассматривая окружающее мироздание и изучая самого себя. Действительно, удивительный и прекрасный мир, в котором мы живем, говорит о неограниченной силе и мудрости его Творца, о бесконечном величии Создателя. Проникая же в свой нравственный мир до глубины совести, до различия добра и зла, человек начинает понимать, что бездушная природа неспособна была наделить его тем, чего она сама не имеет, а именно – разумом, совестью, нравственным законом. Поэтому человек приходит к мысли о существовании Нравственного Верховного Существа, перед Которым люди полностью ответственны, и таким образом человек узнает, что Бог является источником добра, любви, справедливости, что Он – нравственный законодатель и судия.

Затем прозвучали  небольшие  доклады учащихся воскресной школы. Саша Авдошин, Коля Седых и  Маша Каюмова говорили о необходимости бережного и ответственного отношения человека к окружающему миру.

Павел Дегтев высказал мнение святителя Николая Сербского о природе как нашем друге:

— «Природа – друг, она сотворена, чтобы быть человеку другом и помощником, а не рабом или палачом. Люди, делающие из природы раба, сами делают ее врагом и палачом. На Балканах еще сохранилось уважение и милосердие к природе. Еще существует обычай: если крестьянин хочет срубить дерево, скосить траву или забить скот, он крестится и произносит: «Прости, Господи!»  Народы, объявившие природе войну не на жизнь, а на смерть, навлекли и навлекают на себя бесконечные беды. Ибо тот, кто разрушит мирные отношения с природой, неминуемо нарушает и добрые взаимоотношения с Богом»

Дети продолжали говорить о природе – Даша Трофименко и Женя Носенко, сменяя друг друга, передали зрителям видение писателя Николая Пестова о животном мире.

Даша Трофименко рассказала, что  Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных и привел к человеку. Особое место в природе занимает животный мир. В животных вложена своя доля разума. А у высших животных, как, например, у собаки, имеются и такие свойства души, как самоотверженная любовь и такая преданность человеку, которая не останавливается перед тем, чтобы отдать жизнь за него. Животные были созданы как близкие друзья человека. В раю Господь привел к человеку всех животных, чтобы видеть, как он назовет их. Человек поставлен был владыкою над животными.  У человека и животных тогда был общий язык и полнота взаимного понимания. Трагедия человека – грехопадение и смерть – не могла не отразиться и на подчиненном ему животном царстве. Началось и употребление в пищу одних животных другими, чего не было до грехопадения, непонимание животных и человека.

Женя Носенко привел в пример святых людей и новые взаимоотношения с животными. В их лице человек вновь становится их другом  и изливает на них свою любовь.

Приближается смиренный к хищным зверям, и, едва только обратит взор свой на них, укрощается свирепость их; они подходят к нему, как к своему владыке, поникают своими главами, лижут руки и ноги его, потому что ощутили от него то благоухание, которое исходило от Адама до его преступления, когда звери собраны были к Адаму и нарекал он их имена в раю. Это отнято было у нас; но обновил и даровал нам это опять пришествием Своим Господь наш Иисус Христос.

О святых старцах-пустынниках прочитала небольшой доклад Дарина Павлова:

—  Египетские  старцы-пустынники осторожно обходили встретившееся им на дороге насекомое, чтобы не раздавить его. Преп. Сергий и преп. Серафим кормили хлебом своих друзей медведей. Преп. Герасим, сжалившись над диким львом, вынул из его лапы занозу, промыл и завязал ее. Лев с тех пор не отходил от преподобного, слушал его во всем и питался только растительной пищей. Так выполняли святые и праведники повеление Господа: «Проповедуйте Евангелие всей твари». Они вели эту проповедь своим милостивым отношением к живым существам. Они несли благую весть животным своею любовью к ним и этим восстанавливали ту дружбу, которая была у них с человеком до грехопадения. Под влиянием обновленного человеческого духа обновлялся и дух животных. Они теряли свою свирепость, делались послушными человеку и переставали наносить вред другим животным. Царства Божия святые достигали еще на земле. Поэтому и животный мир около них становился таким, каким он будет в Небесном Царствии.

Очень весело прозвучало стихотворение в исполнении Саши Иноземцевой о воробье:

— Я самая простая птичка, я только крошка воробей. И стоит жизнь моя немножко, но Бог печется и о ней…

Кукольный театр воскресной школы показал сказку по чудо рыбу-кита. На самом деле, это была библейская история о Ионе во чреве кита, – событие, являющееся прообразом будущего Воскресения Христова. Артисты кукольного театра Соня Николаева, Саша Авдошин, Миша Дегтев, Юля Костикова показали, как происходило это событие.

На экране мультимедиа появилось красивое море, волны прибоя, яркое небо. А на занавесе возник силуэт рыбы-кита.

Рыба-кит: «Бога знаю я с рожденья, и у Бога на служеньи  нахожусь я с давних лет:  моряков храню от бед, споры рыб я разрешаю, огорченных – утешаю, чтоб порядок был везде,  командир я здесь – в воде!»

Далее шло повествование про пророка Иону: «Жил один пророк на пригорке на зеленом, звали же его Ионой. жил в далекой он стране на Израильской земле».

«Три ночи и три дня жил пророк внутри кита. А на третий день взмолился, на свет Божий попросился, и сказал «Прости» он Богу, что не слушался так долго».

Пошел в Ниневию пророк. Там сказал он все слова, что Господь ему велел, всех он предостерегал от плохих, греховных дел. И его весь город слушал, и, раскаявшись за грех, все покаялись пред Богом, и Господь простил их всех».

А затем прозвучали слова, сказанные артистами детского кукольного театра, которые можно назвать выводом конференции:

«Вот и вы, друзья, учитесь, всех всегда любить стремитесь и друзей, и врагов, так любить, как любит Бог! А еще всегда стремитесь быть внимательными к Богу, не упрямьтесь и не злитесь: Он укажет вам дорогу. Даже если вдруг случилось то, что очень вас печалит, даже если приключилось то, что очень огорчает, вы во всем доверьтесь Богу…»

Ирина Степанова и Дарина Павлова прочитали слова Силуана Афонского о том, что должно иметь сердце, милующего всякую тварь: «Дух Божий учит жалеть всю тварь, так что без нужды и листа на дереве не хочется повредить. Листок на дереве зеленый, и ты его сорвал без нужды. Хотя это и не грех, но почему-то жалко и листок, жалко всю тварь сердцу, которое научилось любить» И в то же время  вся тварь создана для служения человеку, и потому, когда нужно, человек может пользоваться всем: косить сено, рубить лес, заготавливать себе дрова на зиму, ловить для пищи рыбу».

О животных, о зверях он мыслил, что они суть земля, к которой не должен прилепляться ум человека, ибо Бога должно любить всем умом, всем сердцем, всею крепостью, т.е. всею полнотою, забывая землю: «Некоторые привязываются к животным, но этим они оскорбляют Творца, ибо человек призван вечно жить с Господом, царствовать с Ним и любить Единого Бога. К животным не должно иметь пристрастия, но должно только иметь сердце, милующее всякую тварь». Он говорил, что все создано для служения человеку, и потому, когда есть необходимость, всем можно пользоваться в творении; но на человеке вместе с тем лежит долг заботиться о всем творении, и потому всякий вред, без нужды нанесенный животному или даже растению, противоречит закону благодати. Но и всякое пристрастие к животным также противно заповеди Божией, потому что умаляет любовь к Богу и ближнему.

Игумен Феогност (Авдеев) подвел итоги практической конференции «Мир – творение Божие. Экология и человек». Отец Феогност говорил о том, что сейчас написан специальный молебен, в особых молитвах и песнопениях которого говорится о покаянии за те грехи неправильного, варварского, хищнического отношения к творению Божию, которые совершило человечество, и о сохранении этого творения.  Вдохновенными словами Церковь будет молиться и об оставлении грехов, и об исправлении нашей жизни, и о том, чтобы праведный, справедливый Божий гнев не был наслан на нас так, как он был наслан на Содом и Гомору, и о том, чтобы сохранилось творение Божие, которое сегодня испытывает вместе с человеческим родом многие страдания и скорби. Мир есть творение Божие, данное в удел человеку, дабы он хранил и возделывал его, владычествовал в нем.

Накануне конференции учащиеся монастырской воскресной школы показали, что и они заботятся о мире – творении Божием. Они вместе со своими родителями изготовили кормушки, которые развесили на деревьях монастыря. И теперь каждый день подсыпают туда немного, чтобы подкрепить птиц в эти холодные дни уходящей зимы.

Информационная служба Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря города Тулы