Благочинный монастырей Тульской Епархии, игумен Свято-Успенского мужского монастыря города Новомосковска игумен Агафангел (Болдин) принял участие в работе ХХVIII Международных Рождественских образовательных чтений, посвященных теме «Великая Победа: наследие и наследники» по секции «Древние монашеские традиции в условиях современности».

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на традиционный форум прибыли архиереи, наместники, игумены и игумении ставропигиальных и епархиальных монастырей. Организатором работы направления является Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви во главе с председателем архиепископом Каширским Феогностом; куратор направления – игумения Иулиания (Каледа), заместитель председателя Отдела, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы. Заседания проходят в конференц-зале гостиницы «Даниловская» на территории Данилова ставропигиального мужского монастыря.

Работа монашеского форума началась с пленарного заседания. В президиуме присутствовали: архиепископ Каширский Феогност; митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, председатель Комиссии Межсоборного присутствия по организации жизни монастырей и монашества; епископ Лидский и Сморгонский Порфирий, председатель Синодального отдела по делам монастырей и монашеству Белорусского экзархата; епископ Солнечногорский Алексий, наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы; игумения Иулиания (Каледа); игумения Феофания (Мискина), настоятельница Покровского ставропигиального женского монастыря Москвы.

Открывая работу направления, Его Высокопреосвященство архиепископ Феогност передал собравшимся благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и предоставил слово митрополиту Нижегородскому и Арзамасскому Георгию.

В докладе «От горячей любви моей к Отечеству…» (свт. Игнатий (Брянчанинов)). Монашество и патриотизм» митрополит Георгий напомнил, что на Руси отрекающийся от мира и ставший уже на земле гражданином небесного Отечества инок никогда не переставал ощущать себя верным сыном Отечества земного. Религиозность пронизывала все стороны жизни наших предков и всегда была деятельной. Пространственным центром городов становились храмы, а поселения, образовавшиеся вокруг монастырей, именно монастырям придавали главное значение, так что, пребывая в гуще жизни людей, иноческие обители и саму эту жизнь перестраивали с учетом правил и особенностей монашеских представлений о ней. Такая тесная связь наложила на русское монашество печать общественной значимости.

Подводя итог сказанному, митрополит Георгий обратил внимание монашествующих на то, что история неоднократно подтверждала и слова, и обоснованность переживаний святого. Это означает, что главными условиями процветания нашего государства, которое призваны любить и миряне, и монахи, и пастыри, являются его духовная целостность и нравственная чистота граждан.

Епископ Лидский и Сморгонский Порфирий, предваряя свое выступление на тему «Роль монашествующих в Великой Победе», отметил, что сегодня есть уже много свидетельств тому, что в годы Великой Отечественной войны монашествующие не только исполняли главное дело своего служения – молились о победе Отечества, – но и личным примером способствовали формированию в душах соотечественников высоких патриотических чувств, являя подвиг любви и подлинного служения своей земной Родине.

Епископ Уржумский и Омутнинский Иоанн представил аудитории доклад «Монашество и война. Что значит быть воином Христовым?» Владыка Иоанн предложил глубокую трактовку темы нынешних Чтений, рассмотрев понятие «война» с библейской и святоотеческой точек зрения. Назвав Христа первым Воином среди рода человеческого, низложившим с престола власти единственного нашего настоящего врага – сатану, докладчик отметил, что святые отцы проявляли интерес к войне не как к социальному явлению, а прежде всего как к внутренней духовной брани. Тем не менее они применяли к духовным понятиям слова именно из военного лексикона и их мысли могут помочь решению многих вопросов, возникающих сегодня у православных христиан, в частности у православных воинов.

По окончании выступлений докладчиков пленарного заседания игумен Петр (Еремеев), член Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих Русской Православной Церкви, наместник Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря, ректор РПУ им. ап. Иоанна Богослова, сделал сообщение о том, что в минувшем 2019 году 12 епархий и 2 ставропигиальных монастыря получили право реализации программы подготовки в области богословия для монашествующих (за два года 23 епархии и 6 ставропигиальных монастырей). В настоящее время программой получения монашествующими Русской Православной Церкви базового богословского образования охвачено 13 митрополий, Московская и Пятигорская епархии, 6 ставропигиальных обителей. Всего по указанной программе занимается 1075 монашествующих.

В 2020 году для участия в образовательной программе на заседании Межведемственной комиссии 7 октября 2019 года на утверждение Высшего Церковного Совета и Священного Синода были предложены для участия в образовательной программе для монашествующих Санкт-Петербургская, Рязанская, Липецкая, Пермская, Брянская, Орловская, Смоленская, Пензенская, Кубанская, Тульская митрополии.

После перерыва состоялось заседание секции «Молитвенный щит. Духовное служение монашествующих во время Великой Отечественной войны» под председательством митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия.

В заключительной части работы секции члены президиума ответили на вопросы, заданные из зала. При этом некоторые слушатели поделились своими воспоминаниями о родных, прошедших войну. Была высказана важная мысль, что война, несмотря на бедствия и страшные потери, повернула народ к Богу, воспитала целую плеяду истинных воинов за Церковь и веру, таких как архимандрит Алипий (Воронов), владыка Алексий (Коноплев) и многие другие. Поколение, 30 лет назад возрождавшее нашу Церковь и в том числе монастыри, тоже ведь было воспитано в семьях фронтовиков.

Митрополит Георгий подытожил эти высказывания словами о том, что монашествующим необходимо помнить и осмысливать уроки войны, чтобы сохранять в себе строгое, трезвенное и жертвенное отношение к жизни, к которому они и призваны по глубинной сути приносимых ими обетов.