Интересным и запоминающимся событием стало для учащихся тульского Центра образования №19 города посещение Тульской духовной семинарии и участие в интерактивном занятии «Рождественское угощение», организованном епархиальным культурно-просветительским центром «Фавор».

В последнее время все чаще можно услышать сетования родителей и педагогов на то, как сложно в век цифровых технологий увлечь детей по-настоящему: так, чтобы они забыли о своих гаджетах и предались простым ребячьим радостям. Однако, как показывает сама жизнь, проблема скорее заключается во взрослых, чем в детях, которые все так же хотят и готовы играть, общаться, создавать что-то вместе, узнавать новое, удивляться и восторгаться, особенно, когда речь заходит о праздниках.

Ученики 5 «В» класса впервые пришли в Тульскую духовную семинарию, и вполне естественно, что краткий, но весьма познавательный рассказ Марины Александровны Михалевой, директора епархиального культурно-просветительского центра «Фавор», их заинтересовал.

Еще большее впечатление на них произвела красная семинарская гостиная в стиле дворянского салона начала 19 века. Присев на мягкий диван позапрошлого столетия, кто-то из юных гостей произнес вполне себе расхожее: «Кайф!». Марина Александровна отметила: «Это гораздо больше! Это красота, ведь это диван времен Александра Сергеевича Пушкина», и тут же предложила детям подобрать другие синонимы к прижившемуся у нас английскому, да к тому же еще и изменённому, слову. Синонимический ряд получился приличным: удобно, уютно, хорошо, прекрасно. Но лучшим единодушно было признано слово «божественно».

Дальнейшее знакомство со старинной мебелью и антикварными предметами вызвало еще больше эмоций. Ведь каждый желающий мог попробовать свои силы и извлечь звуки из фисгармонии или, рассматривая ажурную каминную решетку, пофантазировать, как зимним вечером гости, собравшись вокруг огня, обсуждали последние новости светской жизни и наслаждались новыми стихами… Отдельная тема – это девичьи селфи (да-да!) в дамской шляпке на фоне настоящего канделябра со свечами…

На этом вводная часть завершилась и ребята, разбившись на три команды, школьники перешли к теоретической части интерактивного занятия, посвященного истории двух любимых праздников: Рождества Христова и Нового года.

Нужно сказать, что Марина Александровна подготовила непростые вопросы, ответы на которые не всегда можно найти в школьном учебнике по истории: какой российский император ввел за правило встречать Новый год не в сентябре, а в январе; почему наша страна вот уже как сто лет празднует сначала Новый год, а затем – Рождество Христово, когда в остальных христианских странах все наоборот; чем можно объяснить, что на некоторое время советская власть объявила праздничную елку вне закона?

Однако совместными усилиями все сложности были преодолены, и началось самое увлекательное – создание «елочно-кондитерских» украшений. При этом каждой группе, в зависимости от числа правильных ответов на вопросы викторины, выпало свое задание. Призвав на помощь творческую фантазию, а также конфеты, сушки, зефир и серебристую мишуру, дети принялись за дело. Постепенно дух соперничества и состязательности уступили место сотворчеству и взаимовыручке: кто-то делился интересными идеями, кто-то — недостающими конфетами, а кто-то просто поддерживал отстающую по времени команду морально. В итоге все три работы — рождественский венок из веток искусственной ели, декоративная тарелочка и оригинальная миниатюрная елочка – получились веселыми и нарядными.

К радости гостей в награду им было предложено угоститься съедобными украшениями. И особенно приятно было видеть, как ребята угощали друг друга, педагогов и саму хозяйку красной гостиной

«Я думаю, все согласятся, что мы блестяще справились и с теоретической, и с практической частью занятия, подошли к ним творчески, — произнесла в завершение Марина Александровна. – Но настоящий рождественский и новогодний подарок мы с вами сделали друг другу в конце встречи, когда вместе создавали поделки, когда делились угощениями. Ведь настоящую радость человек испытывает не тогда, когда он подарки принимает, а когда он их дарит ближнему. Несомненно, вы почувствовали сами, что самый правильный человеческий жест, исходящий из нашего сердца и души, это «возьмите», а не «дайте». И чем больше мы отдаем другим людям, тем сердце наше становится больше от счастья. Надеюсь, что вам сегодняшние идеи праздничных украшений вам понравились, и вы вспомните про них, когда будете готовить подарки для своих родных и друзей в зависимости от того, какое торжество у вас принято праздновать: Новый год или Рождество Христово. Остается только пожелать вам замечательно провести праздничные дни, а также творческого вдохновения и фантазии!»

Олимбой Назиров, один из участников интерактивного занятия, подводя его итог, заметил: «Все было очень интересно, настроение такое, что даже уходить не хочется. Особенно мне понравилось, как мы все вместе делали украшения, как помогали друг другу. Еще я сделал вывод, что главное в жизни – это дружба и внимание друг к другу, и совсем не обязательно ждать какого-то праздника, чтобы сделать подарок кому-то. И очень хорошо, когда этот подарок ты делаешь сам, вкладываешь в него тепло своей души».

Полностью согласен с Олимбоем и Степан Самсонов: «Здесь все такое необычное, старинное и красивое, что просто не может не нравиться. Занятие тоже было увлекательное, особенно викторина, ответы на некоторые вопросы были немного неожиданные. И, конечно, было весело, когда мы соревновались, кто быстрее и лучше сделает праздничное украшение».

Настю Федорец и Лену Чернышову впечатлила не только замечательная обстановка семинарской гостиной и изысканные вещи из прошлого, но и рассказ Марины Александровны: «Мы узнали, что традицию дарить друг другу подарки на Новый год ввела императрица Екатерина Вторая, и что раньше в России люди все были верующие, и поэтому все держали пост. Когда пост заканчивался сначала праздновали Рождество Христово, а потом уже новый год – и это было правильно. Но потом изменился календарь. Нам еще понравилось наряжать венок конфетами и сушками. Это совсем несложно и можно сделать самим, зато получается очень красиво!».

Классный руководитель 5 «в» класса Юлия Борисовна Сазонова поблагодарила Марину Александровну за необычный подход к занятию: «Хорошо продумана подача темы – ненавязчиво, интересно и, если можно так сказать, тактично: с акцентом на то, что в каждой семье свои традиции празднования: кто-то встречает Новый год, а кто-то готовится к Рождеству Христову. Чувствуется, что ребятам приоткрылся более глубокий смысл торжеств. Это уже далеко не первый класс, который я привожу в семинарию на интерактивные занятия, и как всегда убеждаюсь, что они надолго запоминаются детям и открывают им не только новые знания, но и воспитывают их, научают их добру, взаимопониманию и милосердию».

Марина Полянская, фото автора