Праздник Преображения Господня запомнится прихожанам храма святого Димитрия Солунского богослужением, освящением плодов и дружеским приходским общением. Литературный семейный клуб «О воспитании детей в воспоминаниях XIX-начала XX веков» собрал в помещении издательского отдела  тех, для кого эта тема актуальна  – молодежь, семейные пары, родителей воспитанников воскресной школы.

Встреча в издательском отделе началась с общей молитвы. Затем участников приветствовал настоятель храма Димитрия Солунского, руководитель  епархиального издательского отдела протоиерей Максим Троеглазов.

Обращаясь к своей пастве, батюшка отметил, что рад видеть всех в семейном литературном клубе при воскресной школе храма Димитрия Солунского.

«Наши беседы и встречи стали традиционными, на них мы касаемся вопросов семейной жизни, важных вопросов воспитания. Много серьезных тем было нами поднято на этих встречах, в том числе о новомучениках и исповедниках российских. Особенно вспоминается, как приезжал к нам из другой епархии отец Геннадий Макаренко с лекцией о судьбах подвижников благочестия казахстанской земли», – напомнил отец Максим.

Затем редактор отдела  Ирина Червякова представила издания, которые были приобретены для приходской библиотеки на Межрегиональной выставке-ярмарке «Тула  Православная» в этом году.

Это воспоминания баронессы Марии Федоровны Мейендорф и дневники Марии Львовны Казем-Бек. Обе эти женщины принадлежали к высшему свету, родились до революции, пережили  на своем веку немало испытаний –  гонения, затем эмиграцию, жизнь вдали от России, потерю своих близких.

Редактор отдела посоветовала прочесть эти  произведения, ставшие документами эпохи.

В них – и духовные переживания, и семейные проблемы, и то, как справлялись с ними эти великосветские дворянки, не отступая от принципов православного христианства. Дамы высшего света, вращавшиеся  в придворных кругах, замужем за  сановитыми чиновниками  имели представления о самоограничении, жертвенности и следовали им.

Особый акцент в этих изданиях – для молодежи, стоит внимательно почитать о детстве этих реальных героинь. Как воспитывались девочки? Довольно строго. Оказалось, у каждой с детства было много обязанностей в семье, а затем  и в общественной жизни.

Женщины, о которых идет речь – нравственные образцы для нас, современников. Книги о них богато иллюстрированы, содержат много редких и интересных фотографий и будут любопытны широкому кругу читателей.

Ирина Александровна посоветовала молодым людям не пренебрегать старыми изданиями, в том числе советскими. Вот, скажем, книжка о Наталье Николаевне Пушкиной, жене Александра  Сергеевича Пушкина. Два автора пишут с вниманием о любовью о  супруге поэта, которая открывается читателю с новой стороны – как мать, хозяйка, способная решать сложные денежные проблемы своего мужа, что насущно и для того времени,  и сегодня. Жизнь светской красавицы в замужестве не назовешь легкой – четверо детей, непростые отношения с матерью, две сестры, которые постоянно живут в ее новой семье, финансовые затруднения, отношения с братом… Книга написана легким доступным языком, содержит  яркие и малоизвестные факты.

Вот, например, кодекс сестер Гончаровых, его они сочинили для самих себя, когда были подростками. Он отражает духовный мир этих девочек, которые пишут, что главное для них – помогать ближним и быть в мире со своими родственниками.

Вот только некоторые выдержки из правил кодекса сестер:

«Никогда не утаи правды от той, кого Господь дал тебе вместо матери и друга теперь, а со временем, если будет муж, то и от него.

Никогда никому не отказывай в просьбе, если только она не противна твоему понятию о долге.

Старайся до последней крайности не верить злу или что кто-нибудь желает тебе зла.

Старайся никогда не рассказывать ни про кого ничего дурного, исключая того, кто должен это знать.

Старайся найти если не оправдание, то его хорошую сторону, могущую возбудить жалость».

Вот на таких и подобных им истинно христианских правилах воспитывались дети в русских дворянских семьях XIX-начала XX века.

Книга издана в 1985 году при советской власти, поэтому в ней не говорится о вере прямо, но, тем не менее, во всем укладе жизни и принципах чувствуется глубокая вера семьи Гончаровых и лично Натальи Николаевны.

Вера в Бога помогла ей многое  перенести и принять – и то, как обвиняли ее в гибели мужа, и те годы, что она прожила одна, и новое замужество. Удивительная  биография этой женщины с непростым духовным и житейским опытом превосходит  самые увлекательные  женские романы и сериалы.

Все светские дамы, о которых шла речь, были очень образованные, их домашнее обучение начиналось с младых ногтей, с 4 лет. Режим дня маленьких учениц подробно описан. Основной посыл дворянского образования  – то, что дети не  страдали от безделья, а постоянно были заняты делом.

Интересен и вопрос,  как часто читали сами  баронессы?  Из книг следует, что читали они постоянно, причем знали по несколько языков. Так, в дневниках Марии Казем-Бек можно найти немало размышлений о той литературе, которую она прочла.

Тему необходимости чтения продолжил отец Максим: по его словам, в наши дни выходит много  книжных новинок,  в том числе духовных книг, которые переворачивают представления, просматриваешь новинки и радуешься, что они находят выход к читателю. Но есть проблема – молодое поколение не может оценить такого богатства, потому что мало  и неохотно читает.

Батюшка  спросил приходскую молодежь, почему ее сверстники не любят чтение, но его вопрос  так и остался риторическим. Он подчеркнул – наверное, это трагедия нации, что юные умы лишают себя важной части жизни, не представляя, что существует такой огромный  мир прозы, а тем более, поэзии.

Действительно, кому сегодня приходит на память пастернаковское – «Шестое августа по старому – Преображение Господне…»?  Разве что старшему поколению людей, в чьей жизни чтение играло и по-прежнему играет не последнюю роль.

Отец Максим вспомнил свою учебу: «В школе нам как-то рассказывали, что современные британцы не понимают язык Шекспира. Тогда мы посмеялись над англичанами, которые не могут читать своего национального поэта в оригинале. Но сегодня мы пришли примерно к тому же – нам становится непонятен Пушкин, школьники читают его с переводом, со сносками и комментариями».

Протоиерей Максим Троеглазов затронул и такую проблему. В обществе бытует устойчивый  ложный стереотип: православный – значит, темный, безграмотный, некомпетентный. И виноваты в этом предубеждении мы сами, верующие, так часто выбирающие вместо чтения книг короткий дайджест новостей в интернете.

Кто может ответить, не задумываясь, как переводится на русский слово «Библия»?  Сколько книг в Библии? Сколько в Новом Завете?..  А ведь  эти вопросы далеко не самые важные… В церковной среде читают не так много, но духовный поиск и развитие невозможны без непрерывного процесса познания, а значит, без чтения.

« Мне кажется (и об этом говорят сегодня многие специалисты из разных областей), важно настаивать, чтобы молодые люди читали.  Из книг можно почерпнуть опыт не только житейский, практический, но и духовный. И именно на нас лежит большая ответственность – передать новым поколениям  знания и опыт Церкви о Боге и спасении», – сказал председатель издательского отдела.

Участники литературного семейного клуба с интересом познакомились с материалом, исторически и культурологически ценным, а в дополнение ко всем достоинствам, еще и весьма поучительным и душеполезным. Они побеседовали по теме встречи,  а потом,  помимо сладких плодов просвещения,  вкусили освященных плодов нового урожая.

Валентина Киденко, издательский отдел Тульской епархии