Рано утром группа Тульского епархиального паломнического центра отправилась в Серафимо-Дивеевский монастырь – через Рязанскую землю,  освященную пребыванием игумена земли Русской.

Известный своей святостью всей Руси Сергий, игумен Радонежский, ездил в Рязань, чтобы примирить рязанского великого князя Олега Ивановича с великим князем московским Дмитрием Ивановичем Донским…

Великий князь вовсе не послал Сергия и не приказал отправляться в Рязань, а дружески, по-сыновьи, упросил, умолил Сергия на благородную миссию миротворца.

Весь путь преподобного заключался между двумя Троицкими монастырями – Лаврой и рязанским монастырем. Промыслительное указание воли Божией! В этом и несомненный замысел Сергия!

Вот и наша паломническая поездка тоже заключалась между Троицкими монастырями: Свято-Троицким рязанским и Серафимовым Дивеевским во имя Святой Троицы женским монастырем. В заключение поездки тульские паломники побывали в Свято-Троицком монастыре Мурома.

Приехав в Переяславль- Рязанский, Сергий вместе со всей своей миссией остановился на отдых и ночлег в здешнем Троицком монастыре, находившемся на подступах к самому городу, у его западной окраины.

«Обнощева» здесь, святой старец, исполняя просьбу великого князя Димитрия Донского, отправился на княжеский двор к Олегу Рязанскому и кроткими речами склонил его на установление долгожданного мира с Москвой.

Наверно, при встрече с Олегом Ивановичем Сергий Радонежский с достаточным тактом донес до князя стремление Дмитрия Донского  к братскому объединению русских князей и русских земель. И авторитет, и живая сила речей великого Сергия были настолько убедительны, что Олег согласился на полный и окончательный мир с Дмитрием Донским, с Московской землей. Ответственная миссия была выполнена – с Божьей помощью.

…Поклонившись святыням Свято-Троицкой обители, Рязанской земле, которую стопочками исходил преподобный Сергий, паломники выехали в Дивеевскую обитель.

Неожиданно хлынул ливень, такой сильный, что не было видно дождевых струй, видна была сплошная стена воды.

Не доезжая до Дивеева, остановились в деревне Цыгановка, на святом источнике прп. Серафима Саровского. Особенно любим паломниками источник батюшки Серафима, расположенный в живописной местности в Саровском лесу, недалеко от мест, где жил и молился преподобный. Некоторые паломники окунулись в купальне, другие – в самом озерце. Дождь лил также сильно, потому вода была всюду.

— Ощущения совершенно новые, их не передашь словами, — улыбалась паломница Елена Глаголева. – Я ехала с решимостью обязательно окунуться в святом источнике, верую в исцеление молитвами и заступничеством преподобного Серафима. И сейчас у меня в душе такая радость!..

Когда выехали из Цыгановки, внезапно закончился до этого сильно идущий дождь, небо  на горизонте просветлело, и воссияла на нем радуга. Все вокруг ликовало и радовалось: и люди, и природа. Огромная радуга во все небо сияла неземными красками на темно-синем грозовом небе. Это было очень красиво и запоминающе.

О пребывании в Серафимо-Дивеевском монастыре рассказывать можно долго. Это место, где постоянно ощущается присутствие батюшки Серафима.

Четвертый удел Пресвятой Богородицы — Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь — с каждым годом становится все краше. Отреставрирован Троицкий собор, расписан Преображенский собор. Словно сказочный дворец — грандиозный Благовещенский собор.

Посреди красивого сквера установлена скульптура преподобному Серафиму Саровскому. Конечно, все это делается стараниями и трудами людей. Но очевидно то, что всеми работами на территории обители управляет незримая для нас Игумения — Царица Небесная. И батюшка Серафим продолжает молиться за дивеевских сестер.

Поклонились и приложились к мощам преподобного и к иконе Богородицы «Умиление», стоя на коленях перед которой преподобный Серафим отошел ко Господу и перед которой всегда молился.

— Мы настраивали душу на тишину и молитву, — рассказывала после поездки экскурсовод Елена Королева. — Верили, что сам преподобный и Матерь Божья позаботятся о паломниках. Все  необходимое для пользы души обязательно получим, только надо молиться.

Богослужение обители сохраняет особенный устав прп. Серафима: по воскресеньям поется Параклисис (канон Пресвятой Богородице нараспев), читается неусыпаемая псалтирь в храме Рождества Христова. Все, кто желал, приготовились и приступили к таинствам Исповеди и Святого Причащения.

После литургии и монастырской трапезы тульские паломники собрались на экскурсию по монастырю. С интересом слушали экскурсовода, ходили из храма в храм, поклонялись святыням, заказывали требы. Паломники поклонились мощам вновь прославленных святых преподобных Александры, Марфы и Марии.

А потом отправились к святым источникам села Дивеево. Здесь несколько источников, прославленных множеством исцелений. Это источники Казанской и Иверской икон Божией Матери, источник матушки Александры.

Побывали и на монастырском кладбище, посетили могилки Елены и Михаила Мантуровых, Николая Мотовилова, блаженных Пелагии, Натальи и Паши Саровской.

Два вечера подряд паломники вместе с сестрами обители прошли крестным ходом по святой Канавке, которую очертила Своими стопочками Пресвятая Богородица. Вечером было уже совсем темно, но в душах и сердцах паломников было светло и радостно, потому что они шли по святой Канавке, где прошла Сама Царица Небесная.

— Люди часто рассказывают, что Пресвятая Богородица за день проходит все свои четыре удела, — сказала Елена Королева. — А ведь это слова батюшки Серафима из «Летописи Дивеевской обители»: «Счастлив всяк, кто у убогого Серафима в Дивееве пробудет сутки, от утра и до утра, ибо Матерь Божия, Царица Небесная каждые сутки посещает Дивеево».

По пути из Дивеево паломники заехали в Муром, поклонились св. мощам   благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских в Свято-Троицком женском монастыре. Также в Муромском монастыре есть икона с частицами мощей св.преподобного Илии Муромского.

…Тульским паломникам разрешили подняться на колокольню и звонить в колокола. И пусть не все из них умеют это делать, но свои особенные музыкальные мелодии они все же извлекали. Лился ликующий пасхальный перезвон – блаженная радость и счастье каждого верующего сердца.

Пресс-служба Тульского епархиального паломнического центра, фото паломника Алексея Карманова