В наше лукавое время, когда идет подмена истинных ценностей ложными, рушатся институты семьи и Церкви, в России появился новый праздник, точнее, возродился тот, что праздновался прежде. Это День семьи и верности, который отмечается 8 июля, когда мы чтим память святых Петра и Февронии.

В православном кинозале при миссионерском центре Тульской епархии накануне этого дня состоялась тематическая встреча с чаепитием и совместный просмотр фильма, снятого в серии медиапроекта «Святые Руси» при содействии архиепископа Егорьевского Марка — «Святые Петр и Феврония».

По ходу действия ленты свои комментарии дают историки, сотрудники краеведческого музея города Мурома, насельники муромских монастырей. При съемках фильма используется интересный прием: словно мать зачитывает детям «Житие святых», и параллельно идет подкрепление сказания документальными фактами. Восемь столетий назад родились эти две ярчайшие личности святой Руси, своей жизнью отразившие ее духовные идеалы. Как бесценное сокровище чтят православные люди чудотворные мощи этих святых, которые находятся в городе Муроме. Особо почитаются святые Петр и Феврония как покровители супружеской благочестивой жизни.

И сегодня, когда повсеместно распадаются семьи, дети не слушают родителей, эти святые востребованы, и паломники, имеющие нужду в их заступничестве, едут в Муром, и по своим молитвам получают помощь.

История жизни благоверных и преподобных супругов много веков существовала в преданиях Муромской земли. Со временем подлинные события соединились в народной памяти с легендами, а впервые записал это повествование Ермолай Прегрешный – талантливый литератор, широко известный в эпоху Иоанна Грозного. Сохранив в «Житии» фольклорные черты, он создал удивительно поэтичную повесть о мудрости и любви, о дарах Святого Духа для людей с чистым сердцем и смиренной любовью.

В местном музее сохранились редкие иконы Петра и Февронии, одна из которых висела над их гробницей в муромском соборе Рождества Богородицы.

Аллегорическая битва Петра со змеем – это его победа над сатаной ради спасения брата по слову апостола: «Любящий брата своего и Бога любит». Недаром легендарным агриковым мечом, обретенным князем в алтарной части Крестовоздвиженского храма по слову ангела, заинтересовались в обществе «Наследие предков», существовавшем в фашистской Германии. Гитлер, мечтающий стать непобедимым, даже отправил на рязанщину тайную военную миссию в поисках меча, но это не принесло никаких результатов.

Феврония, дочь древолаза из деревни Ласково, которая вылечила Петра от струпьев после сражения с дьяволом, помощь ему оказала по слову Божию. Там, где она жила, затем была выстроена часовня в честь уроженки этого места, и теперь каждый год восьмого июля туда прибывают многочисленные паломники: можно видеть, как там вытоптана трава. А до революции в этот день совершался крестный ход из соседнего села Солотчи, и затем здесь служился молебен. И сегодня насельницы Солотчинского монастыря также не пропускают праздника. Ореховый кустарник – растение недолговечное, но куст, который был взрощен руками Февронии, у которого она молилась,  растет уже девятый век, и паломники привязывают к нему веточки.

Ритуал лечения Петра исследователи рассматривают как символ нравственного очищения. В день их обручения, 29 июня по старому стилю, по преданию, с неба повалил густой снег, что по церковной традиции является также аллегорией очищения. Святые супруги Петр и Феврония были вместе в горе и в радости. На месте княжеских палат, в которых жили супруги, сейчас находится Воскресенский женский монастырь, кипит работа по его благоустройству. Но главное – это благоустройство души, чем восемь веков назад и занимался хозяин этой земли. Неподалеку в овраге течет ручей, говорят, что в те далекие времена он был полноводным, по преданию, оттуда и началось изгнание из Мурома благоверных супругов. И повсюду бьют родники с удивительно чистой водой, дающей исцеление от разных болезней.

Перед кончиной оба супруга приняли иночество, он – под именем Давид, она – Ефросиния. Многие недоумевали: зачем ради монашества оставлять власть, славу, богатство, ведь и в миру можно Богу молиться, не понимая, что между монашеством и мирской жизнью, как говорил Иоанн Златоуст, такая же разница, как между пристанью и морем.

В один день и в один час они предстали перед Богом, наверное, это высшее благо, которое может быть даровано любящим супругам. Похоронены были супруги в Муроме, в соборной церкви Рождества Богородицы. И те, кто с верою приходит к раке их мощей, принимает неоскудное исцеление.

Святые Петр и Феврония традиционно считались покровителями царствующего дома. В 1446 году в стенах муромского городского храма был спасен будущий государь Иоанн Третий. И супруги Петр и Феврония уже в пятнадцатом веке из местночтимых стали московскими, канонизированы они были в 1547 году, тогда же по приказу Ивана Грозного и было написано их житие. А в знаменитом походе на Казань царь Иван Васильевич дал обет выстроить в случае победы в Муроме несколько каменных храмов, а над мощами Петра и Февронии – новую соборную церковь. И в покоренной Казани он дал приказ заложить храм Благовещения с двумя приделами, один из которых был посвящен святым супругам.

Ивану Четвертому митрополит Московский Макарий прислал назидание, где призывал царя «к змееборчеству», а образ Петра и Февронии там используется, как идеальной супружеской пары, что в дальнейшем закрепилось в литературной традиции. Такой парой виделись окружающим царь Федор Иоанович и царица Ирина, которые в 1593 году приложили к мощам святых покров, сшитый в мастерской царицы и уцелевший до наших дней.

Царь Петр Первый посетил Муром в 1722  году, перед военным собором, испрашивая у святых благословение на победу.

Побывала здесь в 1767 году и государыня Екатерина Вторая. А в 1834 году, как отмечается в местной летописи, император Николай Павлович прибыл в Муром, «изволил прикладываться к святым иконам и мощам чудотворцев Петра и Февронии».

Во второй половине 19 века Богородицкий собор реставрировался, в результате чего святые мощи Петра и Февронии перенесены были в стенах собора на другое место. А затем его снесли, и мощи, в соответствии с программой богоборчества, оказались в музее, куда в десятки раз увеличился поток посетителей – люди во все времена стремились приложиться к святыне и получить заступничество.

…Супруги проводили жизнь свою в благочестии и смирении, и была меж ними та любовь, синонимом которой является слово «самопожертвование» — высший дар Божий, не похожая на ту плотскую страсть, о которой сегодня так много говорится. Страсть – наказание, разрушающее человека. Недаром сегодня рушатся семьи – ячейки общества, и их разрушение – удар по государству. И нам, сегодняшним, надо учиться у святых той великой любви, которую они заповедали потомкам, молить их о помощи, ведь каждый человек мечтает о счастье, о крепкой семье, но не всем дано достичь этого.

Пресс-служба миссионерского отдела