Состоялась защита дипломных работ  студентов, завершивших курс обучения в Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Сергеевича Глазунова.  Среди дипломников – и молодой тульский художник Антон Чубаков, недавно выставлявший свои работы в стенах Тульской Духовной семинарии.

Академия И.С. Глазунова является единственным в нашей стране учебным  художественным заведением,  которое творчески продолжает и развивает традиции Петербургской Императорской Академии живописи и  Московского Училища живописи, ваяния и зодчества. Оба учебных заведения были  закрыты сразу после событий 1917 г.  В 1986 году Илье Сергеевичу Глазунову удалось добиться открытия Академии, причём  в тех самых стенах, в которых с 1843 года находилось Московское Училище. Это великолепное здание, поостренное по проекту В.И. Баженова, является памятником архитектуры 18 века. К высокому уровню художественного образования обязывают и  благородные стены, и, в первую очередь,  имена выпускников и преподавателей училища: В. Серов, К. Коровин, А. Саврасов, А. Васнецов, М. Нестеров, И. Левитан, С. Коненков, другие великие русские живописцы и скульпторы вписали славные страницы в историю Училища. В официальном представлении современной Академии говорится: «Академия считает своими высочайшими целями возрождение великих традиций отечественного и европейского изобразительного искусства, отстаивающих позиции высокого реализма».

С сожалением нужно отметить, что «позиции высокого реализма» художникам приходится удерживать колоссальными усилиями. Вседозволенность и манипулирование понятием свободы искусства приводят к появлению чудовищных внехудожественных форм, искажающих картину Богом созданного мира.   Удивительно, что навязывание именно таких не произведений живописи (или произведений не живописи) происходит очень активно, а картины, написанные в реалистической манере,  вызывают у горделивых интеллектуалов усмешку: «Фотография…».  (Неплохое, кстати, определение, если иметь в виду, что слово «фотография» означает «светопись». Реалистическая живопись действительно творится светом – и в буквальном, и в переносном значении слова.)

Однако, несмотря на обвинения в «устаревшем  консерватизме» и «неактуальности», выставки современной реалистической живописи по-прежнему остаются самыми востребованными и желанными. Свидетельством этому стала и масштабная выставка «Ступени мастерства», проходившая в конце июня в московском Манеже.  Выставка была приурочена к 25-летию деятельности Академии И.С. Глазунова: первый набор состоялся в 1989 г.

Среди выпускников  юбилейного для Академии года – и хорошо известный в Туле молодой художник Антон Чубаков. Отдельные работы А. Чубакова экспонировались в Областном выставочном зале Тулы, впечатляющая выставка была развёрнута   в музее В.Д. Поленова, а минувшей зимой около восьмидесяти картин молодого художника вызвали самой живой интерес у посетителей его  персональной выставки  в Тульской Духовной семинарии.

В качестве дипломной работы А. Чубаков представил два портрета под общим названием «Лики современного монашества». Летом 2013 г. молодой художник паломником приехал в Анастасов монастырь, практически ничего о нём не зная. Привлекала древность земель, старые стены… Но вот  произошла одна встреча с монашествующими, другая, — и художник понял, чьи лица он хотел бы навсегда запечатлеть на своих полотнах.

Год кропотливых трудов – и работы представлены на суд  Государственной аттестационной комиссии. В конференц-зале академии на огромных мольбертах были установлены два портрета. Во вступительном слове А Чубаков сказал:

—  Эти люди заставили меня по-новому взглянуть на то, что такое монашество. Почему человек оставляет мир?  Какую радость он находит, отказавшись от него? Отцу Анастасию в апреле следующего года исполнится сто лет. Он родился в семье священника,  участвовал в  Великой Отечественной войне, был в плену, оказался затем за рубежом, где и служил в Русской Православной Церкви, Среди тех, рядом с кем он находился в алтаре – святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский, причисленный к лику святых.  Жизнь  отца Анастасия – это столетняя история Церкви. А отец Аристарх – бывший афганец. Его жизнь – это новейшая история России и русской Церкви.

Рецензент обеих работ, Татьяна Опарина, кандидат исторических наук, отметила:

— В поисках идеалов и точек опоры на пути своего  нравственного и художественного развития молодые, творчески мыслящие люди всё чаще обращаются к теме монастыря и монашества. Монастыри всегда играли большую роль в формировании русской культуры и понимания социального служения. Художник очень хорошо справился со своей задачей – отобразить и непоколебимые основания монашества, и его современную миссию.

Было предоставлено слово и руководителю Тульского епархиального культурно-просветительского центра «Фавор» М. Михалёвой:

— Примечательно, что защита дипломов проходит в день памяти Равноапостольного Великого князя Владимира. Креститель Руси, как говорится о нём,  ради драгоценного бисера отверг все иные богатства и этим подал нам пример в желании и умении обрести главное сокровище своей жизни. В искусстве творческий человек постоянно стоит перед выбором темы, и то, что Антон Чубаков для своей работы избрал тему монашеского служения, говорит о его поиске смысла, а не внешнего эффекта. В изображениях  нет ничего придуманного, они очень просты по внешнему сюжету. При этом в портрете монаха Артистарха «прочитываются» многие тексты:  евангельские притчи о добром пастыре и сеятеле, угадываются слова Спасителя о солнце, которое светит и на добрых, и на злых (солнце, которое сейчас освещает лицо отца Аристарха, — это то самое солнце, которое когда-то светило и его недругам в Афганистане). Портрет отца Анастасия, отмеченный особой тихостью, мирностью,  заставляет вспомнить стихи Священного Писания о том, что Господь являет Себя не только в буре, но и в «веянии тихого ветра», как явил Он Себя пророку Илие. Икона на переднем плане сияет негасимым, но мирным, тихим золотом, напоминая: «Се, стою у дверей и стучу…» —  любовь Христова не настаивает на своём приятии, а ждёт свободной воли и  ответной любви человеческого сердца. Важно и то, что оба портрета посвящены теме завершения. Завершается день земной жизни длиной в 24 часа  на портрете отца Аристарха: чем был так хорош этот краткий день, что у человека – простое и прекрасное лицо? На потрете отца Анастасия  завершается день земной жизни длиной в 100 лет: чем был хорош этот долгий день, что у человека – простое и прекрасное лицо? Как живут люди, у которых сквозь лица проступают лики? Как достичь простоты, внутренней цельности  и изжить раздробленность и фрагментарность, которую мы, к несчастью, почитаем за похвальную «сложность характера»? Работы Антона Чубакова ставят важные вопросы, которые затронут всякое чуткое сердце.

Член ГАК  Владимир Штейн, член-корреспондент Российской академии художеств, при обсуждении выставленных полотен коснулся проблемы изображения святых и священства в современной живописи. Он  предостерёг от опасности написания служителей Церкви слишком «елейно и сладко» (что, впрочем, не относилось к работам А. Чубакова):

—  Сейчас стало популярно писать полотна на исторические сюжеты с введением святых в текст картины. Делать это нужно очень осторожно и деликатно.   Может быть, для верующих всё равно, как написан их любимый батюшка, но художник всегда должен помнить о достоинстве своей кисти.

Станислав Москвитин, Николай Соломин, другие члены комиссии обратили внимание на то, чем можно было бы дополнить или в чём-то доработать работы, объяснив свою требовательность к качеству «ремесла»:

— Антон – одарённый молодой художник, поэтому и спрос с него всегда будет больше.

Подводя итоги, председатель ГАК Николай Сидоров сказал:

— Я ставлю «отлично». Защита прошла очень интересно, полнокровно.

По традиции дипломные работы, а значит,  и оба портрета, остаются в фондах Академии. Но будем надеяться, что когда-нибудь мы сможем увидеть их в Туле.  Хотелось бы, чтобы связи между Российской Академией художеств И.С. Глазунова и  Тульской епархией укреплялись. С таким пожеланием обратился к Илье Сергеевичу митрополит Тульский и Ефремовский Алексий, в конце учебного года направив в адрес ректора Академии слова благодарности  за проведение в стенах ТДС выставок картин студентов прославленного художественного учебного заведения: «Выражаем надежду, что творческое общение между нашими учебными заведениями – Российской академией живописи, ваяния и зодчества и Тульской Духовной семинарией – будет продолжено, способствуя не только воспитанию художественного вкуса посетителей выставок, но  и их духовному возрастанию».

Марина  Михалёва, фото Андрея Михалёва