Заседания Дискуссионного клуба при Миссионерском отделе Тульской епархии проходят уже несколько лет. Здесь просматриваются фильмы и обсуждаются проблемы разной тематической направленности, принять участие могут все желающие.

 С ноября текущего года встречи киноклуба будут проходить еще и в Тульском историко-архитектурном музее (пр. Ленина, 31) – бывшем музее «Тульский некрополь».

А 26 октября состоялся показ фильма «Черные мифы о Руси. От Ивана Грозного до наших дней» режиссера Андрея Куренкова.
Этот фильм – одна из реальных попыток развенчать нагромождение лжи о нашей стране. В фильме участвуют: президент Фонда исторической перспективы Наталия Нарочницкая, главный редактор газеты «Культура» Елена Ямпольская, писатель, автор книг «Мифы о России» Владимир Мединский, историки Вячеслав Манягин, Олег Матвейчев и другие.

Рассматривается Россия – «немытая» страна, которая научила мыться европейцев. Царь-кровопийца, который казнил в сотни раз меньше людей, чем его английский современник. Сумасшедший тиран, при котором русская армия заняла Рим, Корфу и Мальту. Диссиденты-перебежчики, которые знали, что будет дальше, лучше дьяков посольского приказа. Это Россия и окутавшие ее мифы. 400 лет информационных войн «Россия-Запад».

Действительно, почему Павла I принято считать сумасшедшим самодуром, чудаком? Соответствует ли этот образ реальности и почему был убит император? Современные ученые, историки и политологи с экрана рассказывают, что про этого правителя наврали очень много. К примеру, индийский поход описывается в документах прошлого, как вершина императорских чудачеств. В то время в Индии, Пакистане господствовали англичане, и появление русских там ими явно не приветствовалось. Но многие знаковые для нашей истории события произошли именно при Павле I. К примеру, знаменитый переход Суворова через Альпы. А католики большинства европейских стран радостно приветствовали российского императора в качестве главного мальтийского рыцаря – почему?

Вот что пишет Ключевский: «Собрав все анекдоты, подумаешь, что все это – какая-то пестрая и довольно бессвязная сказка. Между тем, в основе правительственной политики императора Павла, внешней и внутренней, лежали серьезные помыслы и начала, заслуживающие наше полное сочувствие…»

Но почему анекдоты остались в памяти, и образ царя столь карикатурен, и почему западные историки возвеличивают лишь слабых наших правителей?

Если заглянуть вглубь истории, то можно проследить, что начались эти насмешки с Ивана Грозного, которого в пасквильных листках, распространяемых в европейских странах, представляли просто чудовищем. Именно тогда европейцы всерьез взялись за формирование мнения о России, как о стране жестоких варваров, рабски покорных своим тиранам-правителям.

Знаем ли мы свою страну, и почему русскому просвещенному человеку легче поверить иностранному агенту? Попробуем разобраться на примере событий, о которых, как нам кажется, мы все знаем. Но все ли? И с чьих слов? Информационные источники с запада порой попадали в цель и в самой России. Жители начинали верить, что именно так беспросветно и выглядят их прошлое и настоящее. И мало кого волновало, что не сходится называемое иностранными компиляторами число жертв новгородской резни – 300 тысяч, как передают некоторые авторы. А во всем Новгороде в то время жило от силы 10 тысяч человек. Отечественная история загромождена мифами западного происхождения, созданными специально, чтобы принизить русскую историю.

Есть основание говорить о том, что направленная, целеполагающая идеологическая война началась именно с конца XV века: именно тогда Европа неожиданно обнаружила на своих границах грандиозное государство с мощной армией и очевидными имперскими амбициями. Край земли, Московия, но край обустроенный. Пока в Европе в крови рождаются национальные государства, у нас живут вместе разные народы – русские, татары, итальянцы строят кремль, немцы и англичане пьянствуют в немецкой слободе. Это – мир без границ, поляки и литовцы говорят с русскими на одном языке, царь Иван IV расширяет владения в восточном направлении, завоевывает Казанское ханство, присоединяет отрядами Ермака Сибирь. Удивительно – Россия расширилась от Буга до Тихого океана, фактически не уничтожив ни один народ, и не присвоив, не отняв у местных землевладельцев ни пяди.

Даже человек без специального исторического образования, если даст себе труд проанализировать периоды, в которые возникали мифы о нашей стране, поймет, что каждый новый вымысел возникает в тот период, когда Россия реально становится сильным государством или начинает претендовать на таковое.

Так было и в то время, когда царь Иван IV посватался к английской королеве Елизавете, призывая объединить могущество. И был явно недоволен ее ответом, написав: «Видно у тебя, помимо тебя, другие люди владеют. И не только люди, а мужики торговые, не заботясь о наших государственных головах, о чести и о выгодах для страны, а ищут своей торговой прибыли. Ты же пребываешь в своем девическом звании, как всякая простая девица…»

Тут Иван Васильевич не меняет профессии – он отчитывает королеву Англии за небрежность: не государственно мыслит. И самое главное, царь не понимает, отчего это задержанный на границе англичанин везет из Москвы в Лондон явные пасквили – «будто в нашем царстве творятся недостойные вещи».

Их много было – беглецов на Запад, платных шпионов, которые отрабатывали заграничные гонорары, очерняя родную страну. Один из них – соотечественник, Андрей Курбский, перебежчик, подлинный предатель. Его «тридцать сребреников» монетизировались на Западе в огромное вознаграждение: Курбский получил во владение город, 28 сел в одной местности, десять – в другой, и 4 тысячи десятин земли. Что и требовалось «отработать», и тогда предатель засел за «мемуары».

И вот формируется образ кровавого царя Ивана, деспота, которого все начинают называть тираном. Его русское прозвище Грозный на Западе трансформируется в куда более страшное – Terrible (Ужасный). Очернение не только образа русского царя, но и всей общественно-политической жизни в стране – способ подорвать доверие народа к власти, говоря современным языком, предоставить Западу идеологическое оружие для изменения ситуации на Руси.

Тогда и стали выпускаться гравюры европейских авторов, изображающих картины казни в Московии. Конечно, царь Иван – не идеальный правитель, но стоит сравнить его с монархами- современниками. По подсчетам историков, за 30 лет правления Ивана Грозного было казнено во всей стране около 4 тысяч человек. А в одну только Варфоломеевскую ночь в 1572 году в Париже зарезаны были минимум 20 тысяч. В царствование Генриха VIII примерно в это же время в цивилизованной Британии было казнено 72 тысячи человек – около 2,5 процентов всего населения. При королеве Елизавете – 89 тысяч. В 1525 году в Германии при подавлении крестьянского восстания казнили более 100 тысяч человек. И эти люди учили русского царя милосердию!

Но наш царь часто и много каялся, называя себя «душегубцем», а те, кто убивал десятками тысяч в Европе считали, что они «Богу услужили».

С начала Ливонской войны, когда страны Запада объединившись, не пустили Россию к океану, наша страна и вступила в идеологическую войну, которую она ведет, скорее, с оборонительных позиций. Именно тогда нарицательным для всех наших правителей стало слово «тиран», натравливающее народ на власть имущих.

А вот цитата из «Записок о Московии» немца Генриха Штадена, вернувшегося из нашей страны, посвященных ее завоеванию: «Управлять Россией будет немецкий император. На захваченных территориях власть должна будет принадлежать имперским эмиссарам, главной задачей которых будет обеспечение немецких войск всем необходимым за счет населения. Для этого каждому укреплению необходимо приписывать крестьян и торговых людей, с тем, чтобы они выплачивали жалованье воинским людям…»

Русских предполагалось сделать пленными, сгоняя их в замки и города: «Оттуда их можно вывозить на работу, но не иначе, как в железных кандалах, залитых свинцом. Присутствовало и религиозное начало: по всей стране должны строится каменные немецкие церкви, а московитам разрешить строить деревянные. Они скоро сгниют, и в России останутся только каменные – так безболезненно и естественно произойдет для московитов смена религии. Когда русская земля вместе с окрестными странами, у которых нет государей, будет взята, тогда границы Германской империи сойдутся с границами Персидского ханства…» До плана «Ост» оставалось еще почти 350 лет…

Столь же интересен анализ действий Павла I, проведенный отечественными и западными историками, политологами, экономистами. Фильм рассказывает о деяниях Суворова, Павла I, немало сделавших для укрепления страны и оболганных несправедливо. Документальная лента интересна с разных точек зрения, но, прежде всего, это – глубокий экскурс в отечественную историю.

Собравшиеся в дискуссионном клубе при обсуждении увиденного говорили о главном: мы не отвечаем на эти выпады, вот что удивительно. В этом и есть православная порядочность – не отвечать злом на зло, а русская широта души – не обращать внимания на «мосек».

Европейская эпоха Возрождения имеет материальную направленность, а наше Возрождение – это возрождение души, духовность. Участники просмотра пришли к выводу, что информационную войну мы не проиграли, но веками остаемся на своих позициях, убеждениях.

А руководитель отдела иерей Павел Картушин привел пример из жития старца Силуана, который пребывал в убеждении, что духовная жизнь есть молитвенно-аскетическая при глубокой вере, и она выше всякой иной. И потому тот, кому она дана, ради нее, как ради драгоценного бисера, должен отстраниться от всего. Когда при старце некто стал превозносить немецкую сметку и поносить русское невежество, тот ответил: «А я думаю, что тут совсем другая причина, а не то, что неспособность русских. Потому, я думаю, это, что русские люди первую мысль, первую силу отдают Богу, и мало думают о земном. А если бы русский народ, подобно другим народам, обернулся бы всем лицом к земле, и стал бы только этим и заниматься, то он скоро бы обогнал их, потому что это менее трудно…»

Пресс-служба Миссионерского отдела