В храме  Преподобного Сергия Радонежского в рамках  IХ Областных Рождественских образовательных чтений «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси» состоялись чтения  отдела по работе с молодежью Тульской Епархии  на тему:  «Христианство или иной выбор современной молодежи».

Мероприятие открыл протоиерей  Вячеслав Ковалевский, руководитель отдела по работе с молодежью Тульской Епархии. Обращаясь к присутствующим в своем  приветственном слове,  отец  Вячеслав  отметил, в частности,  следующее: «Святейший Патриарх Кирилл  в  своих проповедях и выступлениях призывает каждого человека задуматься о том, на основании каких ценностей и точек отсчета он оценивает свою жизнь. Ко всем обращены его слова: «Вера в Бога есть жизнеутверждающая сила для личности, для семьи, для общества, для государства и для всей человеческой цивилизации, потому что вместе с верой в Бога мы признаем Его закон как абсолютную правду».  Что значит вера для нас сегодня, он сформулировал в проповеди 28 июля сего года: «Мы должны помнить о том, что вера православная есть тот столп, тот стержень, который никогда не даст Руси быть порабощенной или разрушенной. Предадим, откажемся –  потеряем все». Именно этой теме – выбору жизненных ценностей современной молодежью посвящена сегодняшняя  работа молодежной секции».

Далее по теме мероприятия были представлены  доклады участников собрания. Иерей  Андрей Еринков, настоятель храма Рождества Христова в проселке Рождественский, помощник благочинного по работе с молодежью по  Пригородному округу, рассказал об организации работы с молодёжью на приходе, обо всех видах  ее деятельности,  в том числе следующее: «Особое значение хочется уделить  работе, организованного нами  детского кукольного театра. Почему именно кукольного? Играя за ширмой, человек может более раскрепоститься и оставить свои стеснения и сомнения, выразив себя в этой игре. Кукол и декорации мы изготавливаем сами, благодаря нашим ребятам, которые художественно одарены. Самое интересное в этой работе то, что ребята старшего возраста могут подготовить и  показать спектакль для младших товарищей, для детей  дошкольного возраста  в детских садах, на приходах. Следует отметить, что при этом не только маленькие дети радуются таким мероприятиям, но сама организация этой работы благотворно влияет на становление личности участников постановок».

Директор Воскресной школы Анна Владимировна Гришаева  подготовила доклад по теме «Уроки истории Русской Церкви в Воскресной школе».  В своем выступлении она кратко проанализировала всю деятельность  Воскресной школы от начала ее создания до сегодняшних дней. Особое  внимание было остановлено  на предмете «История  Русской Церкви» и методики его преподавания: «История Русской Православной Церкви тесно переплетается с историей государственности. В преподавании данного предмета мы сталкиваемся с такой проблемой: даже если дети уже имеют представление об истории Государства Российского, непонятно, как донести до них неразрывную связь государства и Церкви, так как большую часть временного пространства развития истории, Церковь являлась тем центром, вокруг которого это государство и строилось.  Здесь встаёт задача для педагога, как донести учебный материал, чтобы пробудить интерес у детей, а не отбить его зазубриванием и заучиванием. Методом проб и ошибок мы выработали несколько форм работы по данному предмету. Приведу примеры некоторых из них. Урок, посвящённый житиям святых, может строиться и как обычный рассказ учителя, и как исследовательская работа самих учеников. Сюда входят жития тех святых, с именами которых неразрывно связаны важнейшие события истории русской земли – князь Владимир, Ольга равноапостольная, Борис и Глеб, Александр Невский, Дмитрий Донской, Даниил Московский, Иван Калита, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский, Царственные Страстотерпцы. Отдельным блоком изучаются жития детей-мучеников. Для младших классов хорошей формой работы стали занятия по Церковному календарю, то есть  по праздникам. Дети узнают не только о самом празднике, но и о том, как его отмечали на Руси. Здесь открывается широкий спектр для творчества и фантазии,  как педагога, так и детей. Например, просмотр и обсуждение мультфильмов, таких как: «Сказание о Петре и Февронии», «Твой Крест», «Святой Серафим Саровский чудотворец», «Про Василия блаженного», «Сказ про Игорев поход» и другие. Ещё одной формой работы с детьми стал факультатив «История Тульского края». Знание своего края, своей Родины изначально предусматривает нравственные цели воспитания. Именно в краеведении утверждается интерес к истории Отечества. Церковное краеведение отличается тем, что имеет высокую цель – воцерковление детей, приведение их к Богу через воспитание патриотизма. Важны не столько теоретические знания, сколько опыт духовной жизни, сохраняемый церковным преданием. И здесь я хотела бы сказать о следующей форме работы по истории Русской Церкви – это паломнические поездки. Актуальность такой формы работы связана в первую очередь с необходимостью повышения у современных школьников мотивации к познанию православной культуры, к освоению христианского мировоззрения в условиях современного общества. Это связано с тем, что экскурсии представляют собой особое времяпрепровождение, отличное не только от повседневной жизни, но и от хода обычных кабинетных занятий».

Краскив Дионисий,  участник молодежного православного движения, посвятил свой доклад проблеме нового язычества в современной России. Он рассказал присутствующим на чтениях: «Уже не один десяток лет в России существует комплекс околорелигиозных течений и направлений, которые можно обозначить единым термином «неоязычество», под которым следует понимать различные по своей форме и содержанию течения, содержащие практики религиозного характера, и стремящиеся возродить древние языческие обряды, или же создать искусственные аналоги таковых. В основном, все группы и организации, занимающиеся неоязычеством, имеют схожий набор признаков. К ним относятся: стремление к радикальному патриотизму, уход в сторону традиционности, подчас полностью искусственной, отрицание общепринятых исторических фактов, либо же их альтернативное толкование, создание собственной мифологической системы, любовь к внешней атрибутике, иллюстрирующей их духовные воззрения,  агрессивная позиция к православию, к христианству вообще. Начало массового потока появления данного явления можно усмотреть в период перестройки, где общее брожение в умах и официальная отмена доминирующей идеологии порождало ее заменители. Отсюда  и увлечение нездоровым мистицизмом (появление плеяды экстрасенсов, целителей, медиумов и прочих), волна деструктивных сект с Запада, в том числе и появление новых форм язычества. Стоит также отметить, что, говоря о России, не следует забывать и о традиционных языческих верованиях многочисленных народов, населяющих нашу страну».

«Может ли быть так, что сначала вера была одна, а потом князь Владимир приказал, языческих идолов порубили, в реку побросали, и сразу стала вера другая? Конечно, нет. Поэтому академическая история нам рассказывает, что после крещения Руси был период войн и междоусобиц (как, впрочем, и до крещения), а через какое-то время Русь успокоилась и стала православной.  Вера поменялась, но огромный пласт языческой культуры, носителем которой был простой народ, плавно мигрировал в новую веру и в ней укоренился. Ничего не мешало православным людям Руси, а потом  России верить в злых колдунов, обращаться к бабкам, заговаривающим разные хвори, или ставить под печку крынку со сметаной для домового. На Руси исконно славянские, языческие по происхождению верования и обряды оказались вплетены в ткань народного христианства, во многом отличного от официальной религии, привнесённой извне. Народное христианство – не исключительно русское явление. Оно наблюдалось везде, где христианские представления становились частью национальной культуры. Ценности, принесённые новой религией, воспринимались простыми людьми через призму издавна сложившихся обычаев и нравов», — отметила  Лариса Беляева, участница молодежного православного движения,  в представленном докладе на тему: «Отголоски язычества в Православной Церкви».

Заслушав и обсудив выступления докладчиков, участники секции приняли следующие решения: рекомендовать помощникам благочинных и помощникам настоятелей по молодежной работе обобщать и распространять опыт духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи на приходах, поощрять инициативу молодых прихожан по распространению православно-патриотических традиций среди сверстников по месту учебы или работы. Активно развивать сотрудничество приходов со светскими молодежными организациями, учреждениями образования и культуры. Своей жизнью являть пример православного христианина для окружающих, в первую очередь – сверстников.

Татьяна Шитова