В праздник Торжества Православия группа Тульского епархиального паломнического центра поклонилась святыням Свято-Никольского женского Венева-монастыря.

В храме Венева-монастыря, как и повсюду в храмах, в первый воскресный день Великого поста отмечался праздник Торжества Православия — праздник, установленный в память восстановления почитания святых икон, которые преследовались иконоборцами в VIII и IX веках.

Туляки молились вместе с прихожанами Венева-монастыря, а также и с паломниками, прибывшими в монастырь из окрестных сел и даже из других городов.

После молебна звучало многолетие —  Святейшим Православным Патриархам, всем святым и мученикам, верным чадам Христовым пострадавшим и убиенным за веру Православную, — вечная память; ныне здравствующим Патриархам, Высокопреосвященнейшему митрополиту Тульскому и Ефремовскому Алексию, всем преосвященным митрополитам, архиепископам и епископам, Богохранимей стране нашей, властем и воинству ея, и всем православным христианам, — многая лета!

Три раза являлся во сне святитель Николай

После службы поклонились святыням Венева-монастыря. Монахиня Елизавета подробно и очень интересно рассказала тульским паломникам об истории обители.

Венев-монастырь является одним из самых древних монастырей. Его основание восходит к первым векам распространения  и укрепления  христианства в борьбе с язычеством на земле славянского племени вятичей. В XI-XII веках здесь уже были поселения, где проповедовал православие монах Киево-Печерского монастыря Кукша. Он был замучен язычниками и ныне причислен к лику святых земли Тульской.

По легенде, Венев-монастырь был основан в XIII веке на месте, где останавливался греческий священник Евстафий из города Корсуни (Херсонес), где крестился равноапостольный князь Владимир. На священника Евстафия была возложена трудная миссия святителем Николаем Архиепископом Мир Ликийских. Три раза являлся во сне свт. Николай и поручал доставить свою икону в Рязанскую землю, о существовании которой он не ведал.

Трудным был путь греческого священника Евстафия из города Корсуни (Херсонес), в благодатном месте возле Венева встречен он был с почестями и препровожден далее в нынешний город Зарайск. Там заложили церковь во имя свт. Николая, где и была установлена чудотворная икона, названная позже «Никола Зарайский».

Икона свт. Николая, доставленная из города Корсуни, пронесенная  по нашей тульской земле, освятила ее, и потому здесь была создана обитель — также во имя свт. Николая, архиепископа Мир Ликийских.

Проросло слово праведника в святом месте

Еще в XII веке в тех местах, где стоит теперь Венев-монастырь, проповедовал среди язычников-вятичей монах Киево-Печерской лавры, сам вятич по происхождению, Кукша. Он был растерзан язычниками, тело его погребено в Ближних пещерах лавры, а сам Кукша-проповедник причислен к лику святых. Слово праведника, в душу западая, когда-нибудь да прорастет… И в местах, где жили вятичи, среди лесов, на крутом берегу реки Осетр, возникает Венев-монастырь.

Впервые он упоминается в летописи под 1407 годом, а когда был открыт в действительности — неведомо. В XIV веке приходит сюда преподобный Сергий Радонежский. Здесь посетил он пустынника Петра и подарил ему свой посох и власяницу, которые свято хранились в ризнице монастыря до начала нашего столетия. Сохранилась фотография этих святынь.

Проведя остаток жизни в покаянии и слезах

А вот могила праведного Петра, к сожалению, потеряна. Но сохранилась могила князя смоленского Юрия, оказавшегося в монастыре благодаря Петру. История эта такова: был у князя Юрия соратник и друг князь Симеон Волоцкий, а у того жена-красавица Иулиания. Пораженный ее красотой, стал Юрий требовать от нее близости. Она наотрез отказала. В диком гневе Юрий зарубил на пиру ее мужа. А когда и после этого Иулиания сохранила супружескую верность, зарубил и ее. Осуждаемый людской молвой, терзаемый муками совести, убийца бежал в Орду, но и на чужбине не смог обрести покоя.

Как пишет летописец “…бысть ему грех и студ велик и с того бежа к Орде, не терпя горького своего безчестия”. Произошло это в 1406 г.

Мучимый совестью от совершенного злодейства, Юрий нигде не мог найти покоя и в конце концов пришел в Веневский монастырь, пустынник Петр принял его. Оба они в 1407 году окончили дни свои в Веневом-монастыре.

Проведя остаток жизни в покаянии и слезах, раскаявшийся убийца скончался 27 сентября 1407 г. на праздник Крестовоздвижения и стал местночтимым святым.

Княгиня Иулиания Вяземская была причислена Русской Православной Церковью к лику святых и «ко гробу народ с верою и усердием притекал в несчетном множестве, — как сказано в рукописном житии благоверной княгини, — и все неизреченную пользу и исцеление получали». Княгиня Иулиания Вяземская входит в Собор Тверских святых и особо почитается в Тверской области. Благоверный князь Симеон Вяземский прославлен Русской Православной Церковью как князь-мученик в Соборе Смоленских святых.

Святой мученик архиепископ Пимен прославлен в Соборе Тульских святых вместе с Юрием Смоленским.

Принимал все как  испытание, ниспосланное Богом

Драматичной историей в XVI веке для Венева-монастыря стала встреча с архиепископом Великоновгородским и Псковским Пименом (Черным), который был талантливым пастырем и умел примерять враждебные стороны. Но царь Иоанн Грозный получил донос на архиепископа, что, якобы, тот злоумышляет отколоться от Москвы.

При разорении Иоанном IV Новгорода Пимен был заподозрен в числе прочих новгородцев в заговоре с целью «Новгород и Псков отдати литовскому королю».

При въезде в 1570 году в Новгород царь отказался принять благословение архиепископа и публично обвинил его в измене. Пимена обвинили в предательстве прилюдно, сняли облачение, одели в ветхую одежду и провезли с позором по городу. Осудили его на вечное заточение в «каменном мешке» Венева-монастыря.

Архиепископа Пимена замуровали в кирпичную кладку под Никольским храмом, оставив воздушного пространства 1,5 куб. метра с маленьким отверстием, через которое подавали воду и просфору раз в сутки.   Пимен Новгородский прожил в таких условиях один год и два месяца и в 1517 году скончался. Но не роптал на Бога, а молился и принимал все как  испытание, ниспосланное Богом. Можно представить, как он молился! Это было поистине молитвенное стояние или даже столпничество… Преп. Серафим Саровский тысячу дней молился, стоя на коленях на камне, Господь прославил его, даруя возможность помогать людям обретать духовное спасения.

Так и к архиепископу потянулись люди за помощью в духовных проблемах, признавая его житие святым. Вскоре после его кончины началось народное, а затем и местное церковное почитание архиепископа Пимена.

Паломникам  разрешили войти в этот «каменный мешок», — так лучше представить положение и состояние мученика, — посидеть на узеньком приступочке, помолиться, попросить святителя о помощи в своих нуждах.

Возрождение Венева-монастыря по молитвам святых

Много испытаний перенес и сам Венев-монастырь, но с 1999 года начал свое возрождение. Сохранился Успенский храм, службы в нем не прекращались даже в советские годы; и только осенью 1941 года, после оккупации Венева немцами храм был закрыт на два года. Храм состоит из верхней и верхней церквей. Он хорошо сохранился и сейчас обновляется и благоустраивается.

На кладбище монастыря находятся рядом две могилы почитаемых в Тульской епархии старцев: священника отца Афанасия Реутова и схиархимандрита Христофора. Прихожане на этих могилах часто зажигают свечи, служат молебны, возлагают цветы, просят помолиться о них.

К отцу Афанасию всегда шли люди из многих городов за духовным советом и по его молитвам получали исцеления. И теперь почитают как молитвенника и заступника. Старец Христофор был известен как мудрый советчик, и не только при жизни. Как поведала нам паломница Валентина из Скуратово, старец Христофор в 1991 году вымолил из комы ее сына. Сын выздоровел, и работу нашел. Семью создал. Внучке Ульяне уже 12 лет. Она вместе с бабушкой приехала на могилу старца Христофора, чтобы поблагодарить его за такую великую помощь их семье.

Духовный подвиг старца Христофора еще  и в участии обретения покровительства  для Тулы великих святых – святого блаженного Иоанна Тульского и святой блаженной Ефросинии  Колюпанской, несший подвиг юродства и прожившей 120 лет. Старец Христофор предсказал, что Венев-монастырь будет женской обителью.

В верхней Успенской церкви находится местночтимая чудотворная икона  Пресвятой Богородицы «Избавление от бед», дни почитания которой 21 октября и 24 декабря.

Перед иконой паломники пропели тропарь:

Яко пресветлая звезда просия Божественными чудесы святой Твой образ, Избавительнице, Лучами благодати и милосердия твоего озарив в ноши скорбей, подажь убо и нам, Всеблагая Дево, исцеление недугов душевных, телесных, спасение и велию милость.

В нижней Никольской церкви находится и чудотворная икона Божией Матери «Боголюбская», которой ежедневно читается акафист. Икона большая, намоленная и очень красивая.

— Очень древний, очень благодатный монастырь, — высказала свое впечатление паломница Людмила Деракова. —  Когда мы вошли внутрь храма, мне показалось, что я попала в прошлое, в век XVII. Низкие своды, полумрак, большие старинные иконы, и благодать Божия!

— Сестры так тепло нас встретили! Взяли у нас требы, и все нам показали и  рассказали, — поделилась экскурсовод Наталья Дроздова. —  Нас провели в трапезную, где мы ели пирожки и хлеб, все очень вкусно! Обстановка очень уютная, добрая, все дружелюбные, такая тишина стояла в храме, только слышны были батюшкины молитвы.

До наших дней почти без переделок дошел двухэтажный Николо-Успенский храм, построенный на рубеже XVII-XVIII веков. Первый этаж, темный, с низкими сводами, построен и освящен во имя Святого Николая Чудотворца в 1696 году. Второй этаж, светлый и радостный, куда обитатели монастыря перебираются после Пасхи, построен и освящен во имя Успения Пресвятой Богородицы в 1701 году.

Здесь вновь возрождена монашеская жизнь. С 1 ноября прошлого года определением Митрополита Тульского и Белевского Серапиона здесь утверждено монашеское сестричество. Монахини — милые, юные, не по-девичьи серьезные, чинные, но приветливые. Особый день для них —  9 декабря. Это день кончины почитаемого всей епархией старца Христофора, похороненного возле алтаря монастырского храма. И еще это день первого пострига во вновь созданной обители. Возрождается обитель.

— Заранее я про Венев-монастырь ничего не читала, а потом оказалось, что это один из древнейшх православных монастырей на Руси! Да это и видно, иконы в Храме старинные-старинные! – рассказывает паломница Людмила Кирик. — Очень поразила меня история про святителя Пимена Новгородского!

Легенды о святом источнике Двенадцать ключей

Паломники попрощались с Веневом-монастырем и поехали на святой источник 12 ключей. С этим местом связаны красивые легенды.

По легенде, путь Дмитрия Донского на Куликово поле проходил по веневской земле. Бытующая легенда также гласит о двенадцати сыновьях деда Свирида, сложивших свои головы на Куликовом поле и святых источниках, забивших в честь их бессмертного подвига в деревне Свиридово. По преданию, в деревне, что стояла неподалеку от берега Веневки, жил дед Свирид, и было у него 12 сыновей. С детства любили они бегать на высокий косогор у впадения в Веневку речки Осетреца. Когда пошел на Русь Мамай, попали все 12 сыновей в ополчение. Ни один из них не вернулся с этой страшной битвы. Пошел дед Свирид на поле и нашел их всех, лежащих рядом. Погоревал отец, собрал тела и привез домой, где и похоронил под заветным дубом у пересохшего с горя Осетреца. А наутро забил из-под горы чудесный родник на двенадцать струй. И с тех пор идут к нему люди за силой богатырской, а благодарные потомки назвали село Свиридовым.

Это удивительный природный феномен и уникальная православная святыня всей России – знаменитый источник целебной святой воды Двенадцать ключей. Великие чудеса исцеления даруют воды источника по вере и молитве. Известны даже случаи исцеления от онкологических заболеваний! Сегодня уникальные ключи – место паломничества сотен верующих. И тульские паломники смогли попить благодатной святой воды и набрать ее с собой.

— Мы рады и даже счастливы, что побывали в такой древнейшей обители, — продолжала делиться впечатлениями Людмила Кирик. – Ездим в дальние края, забираемся в самые дальние уголки России, а тут, рядом с Тулой такие великие святыни, такие великие молитвенники! Надо чаще ездить по Тульской земле, напитываться благодати, которой все здесь освящено!

Пресс-служба Тульского епархиального паломнического центра