Необычные паломники были в гостях в Богородичном Пантелеимоновом Щегловском мужском монастыре города Тулы —  участники православной общины Успенского храма Калуги, в котором принята и выполняется программа под добрым названием «Душа с душою говорит». Это программа помощи людям, страдающим алкоголизмом, табакокурением, а также и их родственникам.

Встреча в Щегловском монастыре началась с того, что паломники объяснили цель своего путешествия в Тулу, в Богородичную обитель.

— Трезвение – одна из основных христианских добродетелей, — говорит паломница Марина Белова, участница программы. — Это путь к Богу, предполагающий постоянное духовное бодрствование, наблюдение за своими мыслями, чувствами, поступками. Сохраняя трезвость, мы имеем возможность идти по пути трезвения.

— Мы знаем, что соблюдение ума, трезвение, контроль за соблазнительными мыслями в практике у монашествующих, — продолжает разговор паломник Андрей Сорокин. — Потому мы и приехали в паломничество в Богородичный Щегловский монастырь, чтобы узнать интересную для нас историю жизни основателя монастыря и историю создания обители.

— Мне думается, что монах в монастыре — это человек, который идет путем спасения души и постоянно находится в борьбе с ложными и соблазнительными помыслами, — объясняет Людмила Софьина. —  Здесь, в стенах обители, происходит каждодневная борьба с самим собой, с пороками, искушениями и соблазнами. И главное для монахов — послушание. Вот мы и хотим узнать побольше о Богородичном Щегловском мужском монастыре, как святом месте спасения души.

Для калужских паломников провели экскурсию по Щегловской обители  и подробно рассказали, как создавалась тульская линия старчества в Щегловском монастыре, как подвизались здесь монахи, окормляемые старцем Дометианом, в схиме Серафимом, хорошо известном в России в те далекие года девятнадцатого и начала двадцатого века.

Богородичный Щегловский мужской монастырь достаточно молод,  его история начинается  в XIX веке. Но история создания  организованного мужского жития в Туле начинается гораздо раньше, в 1553 году — со времен основания Иоанно-Предтечева мужского монастыря недалеко от Тульского кремля.

Богородичный Щегловский мужской монастырь был построен в середине XIX века на деньги купца третьей гильдии Василия Ивановича Макарухина. Место расположения будущего монастыря Василию Ивановичу указал его духовник, иеромонах Никандр.

Василий Макарухин дал обет о построении монастыря перед иконой Божией Матери — Боголюбская. Пресвятая Богородица стала первой и главной заступницей и святой покровительницей монастыря.

Искусным «кормчим», «наставником» в деле спасения души исстари православный народ признает именно мужские монашеские обители. Так Божьим Промыслом совпало стремление храмоздателя Василия Макарухина и тульского православного люда построить и украсить в Туле святую Щегловскую обитель.

В 1870 году Глинская пустынь прислала в Тулу иноков и иеромонахов, учеников Глинских старцев, из коих некоторые были позже настоятелями. В Щегловском монастыре был принят устав Глинской пустыни.

Присутствие в Богородичном Щегловском мужском монастыре иеромонахов Глинской пустыни было благоприятным для формирования в нем духовной жизни, ведь все они прошли большой путь под старческим руководством в Глинской пустыни.

Иеромонахи Глинской обители принесли на тульскую землю дух старчества, они духовно окормляли страждущих, и Богородичный Щегловский мужской монастырь в Туле по праву считался духовным центром. Шли сюда и ехали со всей России. Особенно был известен силой молитвы духовник обители, старец Дометиан, в схиме Серафим Щегловский и Тульский.

Так созидалась здесь тульская линия старчества — учениками глинских старцев, делателей умной молитвы, соратников оптинским старцам, продолжателей дела преп. Паисия Величковского.

В 1991 году монастырь был снова, после многих лет разрухи, открыт для прихожан. С тех пор он постепенно восстанавливается — в некоторых помещениях еще ведутся реставрационные работы.

Братия обители немногочисленна на сегодняшний день — примерно 10 человек. Плюс послушники, число которых постоянно меняется. Дело в том, что монахами становятся не сразу. Прежде чем принять постриг, человек должен осознать, что он берет на себя огромную ответственность. Для этого он сначала может пожить некоторое время в монастыре в качестве послушника. Многие думают, что монахи — это люди, отошедшие от мирских забот, — погрузились в какой-то свой внутренний мир и отгородились от всего. На самом деле это не так.

Монастырь — это место, где люди каждый день преодолевают серьезные душевные испытания, шествуя за Христом по пути спасения и к Небесному Царству.

— Нам очень понравилось в Щегловском монастыре , — сказала руководитель группы Наталья Гришина. — Здесь очень красиво! Мы увидели Щегловский монастырь издалека! И при рассмотрении вблизи, он не теряет своей красоты! Большой красивый парк при монастыре.

— Очень привлекательное место! Здесь, как говорят, дышится легко, и это правда, — поделилась Нина Киселева. — Здесь много святынь! Интересные иконы, частицы мощей святых, — Пантелеимона Целителя, Николая Чудотворца и другие. Есть освященный источник  и купель. Мы рады, что побывали здесь.

Пресс-служба Тульского епархиального паломнического центра