В модельной библиотеке №8 МУК «Тульская библиотечная система» в рамках празднования Дня православной книги состоялось интерактивное занятие со школьниками, посвящённое заглавной букве славянской азбуки, которое провела методист-экскурсовод Церковно-археологического кабинета Тульской Духовной семинарии Наталья Павловна Фундаева.
С приветственным словом к участникам встречи – ученикам 4-7 классов МБОУ «Центр образования №6» города Тулы – обратилась Ольга Владимировна Дворовкина, заведующая библиотекой №8. «Мы очень рады видеть вас, ребята, в стенах нашей библиотеки! Традиция проводить познавательные беседы и встречи с сотрудниками культурно–просветительского центра «Фавор» и Тульской Духовной семинарии в праздники, посвященные православной книге и славянской письменности, насчитывает уже не один год, – сказала Ольга Владимировна. – Православная книга лежит в основе русской письменности, в основе нашей культуры, она несет не только церковные и религиозные знания, она учит нас видеть этот мир прекрасным – таким, каким создал его Творец.
Наша классическая русская литература, искусство, наука, которые прививают нам духовно-нравственные ценности, несут нам знания и воспитывают в нас чувство прекрасного, – всем этим мы обязаны православной книге. Цель сегодняшнего занятия – узнать, что собой представляли первые книги, как они создавались и оформлялись».
Методист-экскурсовод Церковно-археологического кабинета Тульской Духовной семинарииНаталья Павловна Фундаева напомнила ребятам, что первые книги, появившиеся на Руси более тысячи лет назад во время правления князя Владимира, были рукописными и оставались такими еще половину тысячелетия, ведь печатать их начали только в 16 веке.
«Этими книгами были Евангелие, Псалтырь, сборники житий святых и богослужебные издания, переложенные на церковно-славянский язык, – обратила внимание юных слушателей Наталья Павловна.- Они пользовались особым почитанием, поскольку являли собой хранилище самого драгоценного – Слова Божьего – и больше были похожи на произведения искусства. Во времена Киевской Руси для создания книг чаще всего использовали тщательно выделанную телячью кожу, позднее тексты стали писать на пергаменте. Пергаментные листы сшивались в тетрадочки, которые потом переплетались вместе. Переплеты изготавливали из твердой кожи или дерева, и тогда они назывались окладами. Мастера искусно декорировали обложки книг драгоценными камнями, тиснением с позолотой, красивыми застежками из золота и серебра. Не отставали от них писцы, знающие кириллицу – азбуку, созданную братьями Кириллом и Мефодием, и художники. Текст на странице писался ровными столбцами и украшался яркими цветными заставками, красочными миниатюрами и замысловатыми узорами. Но главным украшением были буквицы – заглавные буквы, которые могли превосходить по размеру обычные буквы в пять раз».
Из повествования Натальи Павловны школьники узнали, что в кириллице заглавные большие буквы употреблялась не в начале каждого нового предложения, что привычно для нас, а в начале книги, главы или абзаца. Главное предназначение буквицы заключалось в том, чтоб обозначить в нужном месте начало новой темы или мысли для привлечения внимания у читателя.
Ребята также ознакомились с репродукциями из известных рукописных и печатных книг, дошедших до наших дней, и узнали, что существовало несколько стилей написания заглавных букв, привнесенных в Киевскую Русь из Византии, Греции, Болгарии, Моравии, которые древнерусские писцы усовершенствовали и творчески переосмыслили.
Одним из запоминающихся моментов встречи стало, конечно же, знакомство с удивительными книгами из собрания Церковно-археологического кабинета Тульской Духовной семинарии, которые Наталья Павловна принесла с собой. С неподдельным интересом ребята рассматривали издания, почтенный возраст которых насчитывает полтора, а то и два века. Большая часть из них – Евангелие, Сборник акафистов, Псалтирь, Правила Божественного Причащения – изданы печатным способом с использованием только черной типографской краски. Но этот факт ни сколько не умаляет их художественной ценности, ведь каждая буква в них – и заглавная, и прописная – , каждая заставка интересны и не похожи на штамповку, поскольку книга, письмо для русского человека в то время были дороги и святы.
И, конечно, совершенно особенное впечатление на современных детей произвел Ирмологий середины 19 века – один из истинных образцов рукописного творчества: выделанная бумага, золотой обрез, тщательно выписанные красные чернилами крюки и знамена, насыщенные цвета заставок и узоров…
С удовольствием ребята откликнулись на предложение Натальи Павловны попробовать себя в роли писцов и нарисовать свои буквицы. И вскоре, несмотря на то, что выбор художественных материалов в отличие от древних мастеров у них был гораздо скромнее, на альбомных листах стали вырисовываться затейливые буквицы, похожие на дома, сказочные цветы и дивные растения, напоминающие месяц и солнце, изогнувшего шею лебедя или свернувшуюся змею.
Кирилл Столяров, ученик 4 класса МБОУ «Центр образования №6» изобразил совсем непростую буквицу – настоящую монограмму, хотя в роли изографа попробовал себя впервые: «Занятие мне очень понравилось, было интересно узнать про то, какие раньше были красивые книги и что их писали вручную, – говорит мальчик.- Еще я первый раз увидел такие старые книги, даже не верится, что им столько лет!»
Одноклассница Кирилла, Кристина Тербухова, выразила благодарность за познавательное занятие: «Нам в школе на уроках по Основам православной культуры уже рассказывали про кириллицу, про братьев Кирилла и Мефодия и азбуку, которую они придумали. А сегодня мы узнали много нового про то, как создавались книги. Больше всего мне запомнилось, что чернила делали из сока разных ягод, поэтому буквы в старинных книгах не черные, а коричневые. Если же писали книги для очень богатых людей, то в чернила иногда добавляли золото. А чтобы мыши не грызли кожу и пергамент в них подмешивали горькую настойку из полыни».
Семикласснице Татьяне Кондратенко очень понравилось рисовать буквицы: «Это очень захватывает, хочется нарисовать так же красиво, как в древних книгах. Но для этого, конечно, нужно хорошенько постараться , быть терпеливым, чтобы каждая деталь получилась аккуратной».
Итог занятия подвела Татьяна Евгеньевна Зиновкина, библиотекарь МБОУ «Центр образования №6» г. Тулы: «Замечательная тема, которая, я надеюсь, вызовет у ребят желание узнать как можно больше о древнерусской письменности, о сохранившихся редких книгах. Ребята почерпнули много интересного из истории книжного дела, увидели книгу с иного ракурса, отличающегося от взгляда современного человека. Ведь наши предки стремились видеть красоту во всем, что их окружает, в первую очередь, красоту – духовную. Главное, что дети поняли: когда древнерусский художник с любовью рисовал и раскрашивал буквицу, он отражал в ней это свое ощущение восхищения перед этим миром».
Марина Полянская, фото автора и Ольги Дворовкиной