В Тульской духовной семинарии при участии епархиального культурно-просветительского центра «Фавор» открылась выставка иконописных работ и батика члена Союза художников РФ Светланы Шаховой.

Руководитель епархиального культурно-просветительского центра «Фавор» Марина Михалева в своем приветственном слове отметила, что  первым посетителем  экспозиции стал митрополит Тульский и Ефремовский Алексий,  фактически освятивший ее своим присутствием. Перед святыми образами Его Высокопреосвященство осенял себя крестным знамением, как и положено, несмотря на то, что  расположены они не в храмовом пространстве.

«Владыка Алексий с большим вниманием отнесся к представленным работам, в каждый  иконописный образ он вглядывался вдумчиво, пристально, с благоговением, что действительно дорогого стоит, – рассказала Марина Александровна. – И дело не только в том, что у архиерея взыскательный художественный вкус. На эти иконы и на запечатленные на тканях удивительным образом храмы смотрел человек монашествующий, человек, стоящий у Престола Божия, практически ежедневно совершающий Божественную литургию. А, значит, он смотрел не столько внешним, сколько внутренним, духовным зрением, зрением человека несущего ответственность за паству, за Церковь».

Удивительный мастер Светлана Шахова родом из Оренбурга, хотя уже давно живет в Узловой, где преподает декоративно-прикладную композицию детям в Школе искусств.

Выпускница Московского художественно-промышленного училища имени Калинина по специальности  художник-мастер по росписи, она владеет всеми известными русскими техниками: Гжель,  Хохлома, Городец.

На вопрос, когда она ощутила в себе желание  и готовность заниматься религиозной живописью,  Светлана Вячеславовна  отвечает так: «У каждого человека наступает такой момент, как правило, после тридцати лет, когда он начинает переосмысливать свою жизнь, и понимает, что ему нему необходимо что-то большее. Я началась  заниматься иконописью   в 1988 году по благословению своего духовного отца – почившего протоиерея Александра Путилина, настоятеля Покровского  храма села Новоселебное».

А в 2008 году на богоугодное дело ее благословил сам Патриарх Московским и Всея Руси Алексий II, в чем художница  видит проявление Божьего промысла.

Своим творческим наставником она считает замечательного человека и художника  Сергея Егоровича Щербатых, преподавшего ей  азы иконописи. После того, как мастер  переехал из Тулы в Богородицк, где открыл свой иконописный класс в художественной школе, Светлана Вячеславовна почти четыре года ездила туда на занятия из Узловой.  Обучение непростому  делу создания икон, требующему не только живописного дарования, но и непрестанного духовного совершенствования,  она продолжила в Московском  государственном областном университете, который закончила  с красным дипломом в 2013 году.

В настоящее время иконы Светланы Шаховой украшают многие храмы, причем не только в Тульской области, но и за ее пределами, есть у нее и опыт стеновой росписи.

Светлана Шахова пишет святые образы, не как живописец, а, строго придерживаясь утвержденных в веках художественных принципов православной иконы или канонов. И речь идет не только о соблюдении тонкостей технологии и  владении техникой письма, но и о тщательном подборе материалов. Так, Светлана Вячеславовна использует исключительно натуральное золото и  краски – темперу, разведенную яичным желтком, и  минеральные красители, получаемые из перетертых в порошок полудрагоценных камней.

По убеждению мастера, канон, требующий от  иконописца  некоего самопожертвования в проявлении творческой индивидуальности, ни в коей мере не закабаляет, а только помогает.

— Просто потому, что ты уже знаешь, как нужно писать образ, – поясняет Светлана. – Не могу  определенно сказать по поводу икон, но могу привести  пример росписей, которые  мы делали во время учебы в училище. Совершенно одинаковых 15 шкатулочек написаны по заданному образцу, все они – настоящая Хохлома, но при этом каждая имеет какие-то свои отличительные черты, по которым можно легко определить автора. У каждого художника своя рука,  своя манера  и с этим ничего не поделаешь. Наверное, также обстоит дело  и с иконами.

Иконописные работы гармонично дополняют художественные полотна, созданные на  ткани.  Тематический цикл, посвященный тульским храмам, был написан художницей специально к открытию выставки всего за три месяца.  Работы, выполненные в технике холодный батик, наполнены цветом и светом, словно  они подсвечены изнутри.

Член Союза художников России Елена Моисеева отметила, что они со Светланой Шаховой не только  коллеги по творческому цеху, но и единомышленники и близкие по духу люди: «Я просто влюблена во все, что она делает, особенно в ее иконописные работы, которые излучают  солнечный свет и тепло. Смотришь на святой образ и чувствуешь присутствие Отца Небесного.  Если говорить о  декоративно-прикладном творчестве Светланы, то  в нем тоже отражено ее видение и понимание красоты этого мира, наполненного дыханием Божиим, духовное состояние ее внутреннего мира. И здесь уже все зависит от зрителя: если у него в душе живет чувство красоты, то тогда он все увидит, подобно отражению в зеркале».

Дмитрий Архипов, много лет знакомый со Светланой Шаховой, по-настоящему открыл для себя ее творчество только теперь: «До сего момента иконописные работы Светланы  я видел исключительно на фотографиях. А сегодня увидел воочию, и просто поражен филигранностью ее техники, тем, насколько она искусна. Действительно, неожиданно, хотя у меня была возможность наблюдать, как она реставрировала и расписывала огромную икону в Покровском храме в Новоселебном.  Я рад тому, что  ее выставка открылась именно в Тульской духовной семинарии, для которой, она, наверное, и создана»

Марина Полянская, фото автора