В церковном доме храма преподобного Сергия Радонежского прошла работа секции отдела по работе с молодежью областных Рождественских чтений «Религиозное образование в Тульской епархии в XIX-XX вв.»

Центральную мысль выступлений можно выразить так: религиозное образование молодежи осуществляется не за партой, а только в реальной христианской жизни, имеющей примерами святых и подвижников благочестия. Понятно, что этому должно способствовать изучение книг Священного Писания, катехизиса, литургики, житий святых, основ православной веры и православной культуры и т.д. Но цель религиозного образования и воспитания – не успешный устный или письменный ответ на экзамене, а преображение самого себя в соответствии с законами духовной жизни, стремление к Богоподобию. Универсальной программы для этого предмета нет.

Святейший Патриарх Кирилл в беседе с преподавателями и студентами Сретенской духовной семинарии сказал: «Совершенствование образования — дело крайне необходимое, и мы сегодня делаем на этом акцент, потому что нужно преодолевать ту немощь, в которую мы впали в результате тяжелых лет гонений. Но образование само по себе нравственно безразлично. Поэтому, если мы делаем акцент только на образовании, мы допускаем ту же ошибку, что и наши деды в дореволюционной России».

Не рассматривая вопросы образования, относящиеся к компетенции Тульской духовной семинарии и кафедр теологии ТулГУ и ТГПУ им. Л.Н. Толстого, обратим внимание на изучение основ православной веры для тех, кто не является студентами специализированных учебных заведений.

Многое делается для духовного образования и воспитания детей и молодежи в приходских воскресных школах, на отделении духовной музыки детской школы искусств, на факультативах в общеобразовательных школах.

На приходе Свято-Богоявленского храма с. Хрущево год назад был создан отряд Братства православных следопытов. О мотивах его создания, целях и жизни рассказал помощник настоятеля по работе с молодежью Василий Достойнов в своем докладе «Скауты – духовное образование или «в здоровом теле здоровый дух»?»

«Я обратил внимание, что в 12 лет дети начинают уходить из воскресной школы, а некоторые – вообще из храма. Мы с отцом Евгением задумались о том, какой метод применить, чтобы дети оставались в активной жизни Церкви. Решили на базе воскресной школы храма создать отделение Братства православных следопытов. Какие особенности у этого движения? Сначала думали, что это туризм, основной вид деятельности – походы, лагеря, физическое развитие. Но нам важна духовная составляющая. В нашем приходе дети обязательно выполняют какое-либо послушание в храме».

Скауты принимают участие в принесении Вифлеемского огня, в Георгиевском параде 6 мая в Москве; зимой и летом ездят в скаутские лагеря. Ребятам приходится преодолевать многие трудности, в том числе психологического характера, когда приходится делать все самим: готовить еду на костре, собирать рюкзаки, и т.д.

Есть и другие проблемы, например, скаутское движение рассчитано на физически крепких ребят, а что делать с теми, кто не может выполнить спортивные нормативы? И всё-таки их берут в отряд, дают посильную нагрузку, а это способствует воспитанию взаимовыручки, учит исполнению заповеди «друг друга тяготы носите». В скаутском отряде с. Хрущево делают все, чтобы ребятам было интересно и полезно, твердо зная, что «без Бога не до порога».

Завершил он свое сообщение так: «Мы поняли, что здесь самое главное – молитва за детей. Чем больше мы молимся за детей, тем больше видим положительных результатов. Это самый действенный метод воспитания и образования. У меня нет педагогического образования, но я их люблю».

Второй докладчик Александр Арясов уже несколько лет регулярно проводит дискуссии в Клубе православной молодежи при Свято-Сергиевском храме. Тема его доклада – «Дискуссионный клуб как один из методов обучения молодежи».

Александр, профессиональный ведущий, рассказал, какие бывают виды дискуссий: интервью с интересным человеком, дискуссия с двумя оппонентами или двумя группами оппонентов, с экспертами, концерт с интервью и т.д. На дискуссиях человек имеет возможность говорить то, что думает по любым вопросам, а это внутренняя потребность каждого – высказаться. Человек в такие моменты является самим собой, и это дорогого стоит.

Именно в таком открытом разговоре можно найти глобальную идею вплоть до государственной, и с помощью дискуссии, верно поставленной и проведенной, довести её до каждого из нас.

Он подчеркнул: «Статью можно исказить, книгу – выдумать, картинки в ней – подрисовать, документальный фильм можно придумать самому, подставив липовых экспертов, а вот откровенный разговор конфликтующих сторон в прямом эфире подделать намного сложнее».

На опыте проведения дискуссий в Клубе православной молодежи о патриотизме, святости, о русском языке, достоинстве человека, убедились, что вначале расплывчатые понятия обретают для участников четкость и глубину содержания, наполняются смыслом, и цель достигнута.

Третьим был доклад «Уроки истории 1917-2017 гг. на примере Ефремовского благочиния и Свято-Петропавловского храма с. Новокрасивое». С такой темой выступил студент подготовительного курса ТДС Павел Гнутиков: «В жизни людей и Церкви всегда бывают события, когда проявляется промышление Божие о нас. История Ефремовского благочиния повторяет историю страны, только в уменьшенном масштабе».

Он рассказал об истории строительства храма в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла с приделом св. вмц. Параскевы Пятницы, закрытии его в 1936 году, дальнейшем использовании его здания в качестве склада, возвращении и возрождении. Это история храма.

Во второй части доклада Павел рассказал об истории человека – священника Алексия Зиновьева, уроженца Ефремовского уезда. По окончании Тульской духовной семинарии в 1904 г. он был рукоположен в иереи, служил в храмах Чернского, Ефремовского уездов. После 1930 года – аресты, заключение, вновь служение. Окончательно был осужден в 1937 году, расстрелян на Бутовском полигоне.

11 октября 2016 года в кафедральном соборе в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в Ефремове был освящен придел в честь священномученика Алексия Зиновьева в нижнем храме. Он был расстрелян за веру и преподал нам урок того, что смерть лучше, чем жизнь без Христа.

Выступление протоирея Сергия Сёмочкина, помощника благочинного Богородицкого благочиния по работе с молодежью, настоятеля храма в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» с. Лёвинка, было посвящено работе с учащимися общеобразовательной школы.

Он с сентября нынешнего года официально ведет в школе п. Товарковский факультатив по церковному краеведению. Программой запланировано изучение истории храмов Богородицкого района. Целью занятий отец Сергий ставит изучение не только материальных памятников, но и, в первую очередь, духовно-религиозных связей.

И в своем докладе «Всегда оставаться Христовым» (на основе жизнеописания схиархимандрита Иринарха (Попова) он показывает эту связь на примере храма, настоятелем которого является.

Кратко говоря, храм новый, заложен в 2000 году, и кажется, не представляет никакого краеведческого интереса. Но рядом на кладбище находится могила схиархимандрита Иринарха (Попова), человека не святого, но высокой духовной жизни, уроженца этих мест, который был монахом  Пантелеимоновой обители в Туле, в Щегловской засеке. Во время Первой мировой войны он был избран в строители детского приюта в с. Пятницкое; в приютском храме служил по монастырскому уставу. Батюшка знал, что на этом месте был монастырь, уничтоженный крымскими татарами в 1571 году. Во время революционных беспорядков отец Иринарх ушел в Оптину Пустынь, а после её закрытия вернулся в свое село Лёвинка Богородицкого района, где начал подвиг старчества. В 1930 г. за «контрреволюционную агитацию» он был выслан в Северный край на три года. По освобождении отец Иринарх вернулся в родное село. Земной путь отца Иринарха завершился в январе 1950 г.

Вскоре после его смерти, по молитвам верующих и как было предсказано старцем, забил святой источник. И, согласно другому его предсказанию, через 50 лет после смерти был построен Лёвинский храм. «Получается, – говорит отец Сергий, – храм имеет свою высокую духовную историю, которая учит каждого из нас оставаться всегда Христовым, утверждаясь на том пути, на который мы ступаем, давая обеты при крещении. И это маленький шажок для детей из нерелигиозных семей, возможно, продолжит религиозное образование от церковного краеведения, и приведет их в лоно Церкви осознанно и достойно.

На этом примере удалось показать детям существование единой небесной и земной Церкви во главе со Христом. Церковь Христова является вселенной, а Господь своей любовью объемлет всё и вся, видимое и невидимое, а потому такие духовно-религиозные связи присутствуют везде. Их нужно только обнаружить».

По окончании докладов обсуждение темы продолжилось в неформальной обстановке за чаепитием.

Был составлен и утвержден итоговый документ секции, одним из пунктов которого стало утверждение: «В вопросах образования и воспитания молодых членов православной Церкви возможно более ориентироваться на примеры святых и подвижников благочестия Тульского края».

Наталья Новоселова