В стенах Тульской духовной семинарии побывали учащиеся муниципального бюджетного образовательного учреждения «Центр образования №53 им. Л.Н. Толстого» поселка Иншинский, которым этот день запомнится участием в интерактивном занятии епархиального культурно-просветительского центра «Фавор» и не только.

Наталья  Андропова, преподаватель  русского языка и литературы, классный руководитель 7 класса МБОУ «Центр образования №53 им. Л.Н. Толстого», рассказала, что их учебное заведение и епархиальный центр «Фавор» связывают  дружеские и плодотворные отношения: «Начиная с прошлого учебного года, у нас регулярно проводятся  классные часы и занятия при непосредственном участии руководителя центра «Фавор» Марины Александровны Михалевой, – пояснила Наталья Валентиновна. – Каждая новая встреча с ней – это всегда масса впечатлений, потому что детям нравится открывать для себя историю письменности, узнавать, что такое «Домострой», в какие игры играли и какие книги читали их прабабушки и прадедушки. Важно еще и то, что на встречи Марина Александровна всегда привозит с собой старинные книги, множество  других удивительных предметов из семинарских музеев, которые можно рассмотреть и потрогать. Сегодня мы решили сами побывать в семинарии. Все ребята с удовольствием откликнулись на это приглашение, ведь они уже знают,  что здесь им будет не менее интересно».

Руководитель  епархиального культурно-просветительского центра «Фавор» Марина Михалева с радостью встретила гостей  и тепло их поприветствовала: «Программа нашей сегодняшней встречи весьма насыщенная, – произнесла  она. – В первую очередь вам предстоит интерактивное занятие  из цикла «Русская живопись  в живых картинах», а далее мы с вами ознакомимся с выставкой картин известных тульских живописцев».

Первая часть встречи состоялась в семинарском книгохранилище, на время превратившемся в учебный класс. Вниманием школьников  завладела Наталья Павловна Фундаева,  методист  церковно-археологического кабинета.

«Тема нашего необычного урока – творчество известного русского художника-передвижника Владимира Егоровича Маковского, жившего на рубеже XIX и XX веков, – обратилась к ребятам она. – Более подробно мы ознакомимся с  одним из его картин «В сельской школе», которая, кстати сказать, представлена в нашем Тульском областном художественном музее».

Затем началось самое интересное, ведь совсем неслучайно цикл интерактивных занятий называется «Русская живопись в живых картинах». Прежде чем обратиться непосредственно к теме, ребята  узнали  несколько примечательных  фактов из жизни выдающегося живописца и рассмотрели другие его работы: «Приезд учительницы в деревню»  и «Игра в бабки». Эти яркие и живописные картины помогли современным школьникам составить преставление о  жизни и быте простых русских крестьян, их детей, тех самых, которые все вместе обучались в сельских школах. А что представляли собой школы в те времена, чему и как в них обучали детвору – об этом ребята узнали, детально ознакомившись с картиной «В сельской школе», и, конечно же, благодаря  живому повествованию Натальи Павловны, сопровождавшемуся знакомством с целым рядом характерных предметов, отражающих ушедшую эпоху.

Так, например, школьники открыли для себя, что обучение  грамоте в дореволюционные времена  зачастую  осуществлялось  по Псалтири, обязательным было знание молитв, изучение Закона Божиего и чтение жития святых. Более того, они рассмотрели и подержали в руках  одно из изданий Псалтири, священной книги молитв и псалмов, из собрания Тульской духовной семинарии, отпечатанное более 100 лет назад.

В ходе беседы, конечно, вспомнили святых братьев Кирилла и Мефодия, создателей  славянской азбуки и переводчиков книг Священного Писания,  и  все вместе, как в былые времена,  прочитали азбучную молитву. Прочитали от души, следуя известной русской поговорке «Азбуку учат – во всю избу кричат!»

Настоящим открытием для ребят, не представляющих уже жизни и учебы без многочисленных карманных гаджетов, стали счеты.  Те самые, которые изображены на полотне «Устный счет в народной школе С. А. Рачинского» другого известного русского живописца – Николая Петровича Богданова-Бельского.  Кому-то с помощью Натальи Павловны удалось освоить это приспособление, а кому-то нет.

Практическая часть встречи  была посвящена освоению кириллицы времен Х века  и  предшествующей ей глаголице. Представляя себя учениками ушедших эпох, гости писали свои имена (правда, не на пергаменте, а на бумаге) не привычной авторучкой, а чернилами и перьями  – гусиным и металлическими.

Дальнейшее общение продолжилось, как и  было обещано, в выставочном зале семинарии, где сейчас развернута экспозиция членов Союза художников России, заслуженных художников СССР, авторитетных и признанных мастеров – Эммы Васильевны Шурлаповой и Ивана Михайловича Путятина.

Марина Александровна предложила ребятам порассуждать над полотнами художников, попытаться «прочитать»  их переживания, мысли и смыслы, переданные  красками. Сколько прозвучало интересных, неожиданных, поразительно точных и  глубоких комментариев! Удивительным было даже не то, что от наблюдательного юношеского взгляда – чистого, незамутненного и неискушенного – ничего не утаилось, а то, как именно юные зрители интерпретировали увиденное и прочувствованное.  Например, что картина «Под абажуром» – это добрая и трогательная история неизвестной нам  семьи. С первого взгляда понятно, что обитатели этого дома  живут  в полном согласии по своим устоявшимся правилам, мирно и спокойно.  При этом мы не видим самих людей, но понимаем, что круглый  стол под абажуром накрыт для традиционного вечернего чаепития вдвоем, а символ семейной общности, заботы и тепла  – заварочный чайник, который в большинстве современных семей, к сожалению,  уступил место чайным пакетикам.

Сильный эмоциональный отклик у ребят вызвали картины, посвященные закату человеческой жизни, – людям преклонного возраста. Казалось бы, меньше всего подросткам свойственно размышлять о предстоящей старости, о конечности  земных дней (так уж мы устроены, за редким исключением), но сколько вместила в себя тишина, с которой ребята рассматривали работы «Старость» и «Двое»…

А вот какое объяснение названию картины «Троллейбус ушел» дал семиклассник Иван Романов: «У этой бабушки, которая не успела на троллейбус и осталась на остановке,  очень непростая судьба: она многого в жизни не успела, о чем теперь и сожалеет».

В завершение Марина Александровна пожелала  ребятам, чтобы  каждый их день был прекрасной картиной, написанной яркими красками их чувств и настроений, и, конечно же, пригласила посещать Тульскую духовную семинарию почаще.

Прощаясь,  школьники поделись своими мыслями  от посещения семинарии, увиденного и услышанного.

Ученик 4-го класса Сергей Ярошенко отметил, что имя художника Маковского ему было известно, но сегодня он открыл для себя его новые работы: «Мне очень понравилась сама обстановка в семинарии,  кабинет, в котором мы занимались, старинные книги – все такое необычное. Очень интересно было узнать, как раньше в России обучались дети. Еще запомнился поучительный рассказ  «Канючка» из журнала для детей 1911 года. И, конечно, понравились красивые картины, и как интересно нам про них рассказывали».

«Впечатлений очень много. Запомнилось особенно, что в русской школе всегда стремились не только научить детей читать и писать, но и воспитать их хорошими, добрыми и честными людьми, – делится семиклассник Василий Гришин. – Особенно понравилось знакомиться с картинами в выставочном зале, то, как мы над ними рассуждали. Когда ты начинаешь вникать в смысл картины, заложенный художником,  то совсем  по-другому начинаешь на нее смотреть».

Екатерина Бакшаева, ученица 7 класса, считает очень интересной и полезной идеей проводить занятия об учебе в школе в прошлые времена: «Это хорошая возможность сравнить то, что сегодня умеем мы, и что умели наши сверстники раньше. Например, писать пером и чернилами не так-то легко, а ведь у них, наверняка, были определенные требования и не все же были двоечниками. Да и считать на счетах или в уме у нас тоже плохо получается. Мы уже привыкли к калькуляторам, можем на полях тетради в столбик поделить или умножить, а как они это делали, я себе не представляю.  Им приходилось сложнее, но в то же время в них воспитывалось трудолюбие, аккуратность. И жизнь у них была гораздо интереснее, более живая, что ли, настоящая – игры на улице, общение друг с другом».

«На меня самое сильное впечатление произвели картины художников Эммы Шурлаповой и Ивана Путятина, – говорит Анна Кузнецова из 7 класса. – У каждой их работы можно стоять часами, рассматривать мазки, краски, игру света, вникать в сюжет.  Я занимаюсь в художественной школе, и живопись мне особенно близка и интересна».

Марина Полянская, фото автора