В день Крещения Господня православные добровольцы во время раздачи святой воды прихожанам Свято-Вознесенского храма распространяли листовки, подготовленные специалистами миссионерского отдела.

Там рассказывается о сущности праздника Богоявления, и главное – опровергаются всевозможные домыслы о крещенской воде, бытующие в народе.

На вопрос, откуда пошла традиция массовых купаний в ночь с 18 на 19 января руководитель миссионерского отдела протоиерей Павел Картушин ответил:

— Это сравнительно новая традиция. В ней ничего плохого нет, только надо понимать, что Церковь никого к купанию в холодной воде не принуждает.

Освящение воды, без которой не может быть жизни на земле, – напоминание, что Господь везде и всюду. Без понимания, что Бог с нами, без духовного осмысления праздника Богоявления крещенское купание превращается в спорт, причем – весьма экстремальный. При этом, Русская Православная Церковь в наши дни не запрещает купание в водоемах в ночь накануне праздника. А раньше относилась к этому отрицательно.

Отец Павел привел слова отца Сергия Булгакова, который в «Настольной книге священнослужителя» пишет:

«В некоторых местах существует обычай в день Крещения Господня купаться в реках (а купаются в особенности те, которые на Святках наряжались, гадали и прочее, суеверно приписывая этому купанию очистительную силу от этих грехов). Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воду Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордан во всякое время… В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освященной Церковью в самый день Крещения Спасителя, потому что купаться зимой – значит, требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем…»

— По моему мнению, если не привязывать купание к языческим верованиям, то в нем нет ничего плохого: кому позволяет здоровье – может окунуться. Только не надо искать в этом какой-то духовный смысл, — отметил отец Павел. — Духовное значение имеет крещенская вода, но ее можно и каплю выпить, и окропить себя. И нелепо думать, что тот, кто искупался в крещенскую ночь, получит больше благодати, чем тот, кто выпил лишь глоток.

Не от этого зависит получение благодати. Крайне важно принять участие в Крещенском богослужении (желательно в этот день исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн), в великом водосвятии, свершающемся по окончании литургии. И только после этого, не спеша, набрать святой агиасмы и принести ее домой. Потреблять крещенскую воду надо благоговейно, желательно – сопровождая молитвой…

В листовке, которую волонтеры миссионерского отдела распространяли среди пришедших в храм за водой, есть слова святителя Феофана Затворника:

«Вся благодать, идущая от Бога через крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб… включая Святое Причастие Тела и Крови Христовых, имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)».

В листовке дается разъяснение, как употреблять крещенскую воду, кропить жилище. А также есть моменты, касающиеся суеверий.

Заместитель руководителя миссионерского отдела Алексей Ярасов поделился наблюдениями:

— Зачастую ко мне, к нашим добровольным помощникам, дежурящим в храме в дни двунадесятых праздников, люди обращаются с такими вопросами, что сразу ясно: в церковь они ходят в лучшем случае дважды в год – на Крещение за водой и на Пасху с куличами. Зато поверий, касающихся агиасмы, купания в проруби и прочего знают великое множество. Потому что спрашивают, правда ли, что крещенская вода, набранная 18 декабря, отличается от той, что была набрана 19-го? Нужно ли брать воду из трех храмов – для пущего эффекта исцеления? Все это – язычество и суеверия.

Можно и нужно окроплять святой водой жилище. Но вот обливать ею домашних питомцев, кошек и собак, не следует.

Вернемся во времена Патриарха Никона: он специально уточнял у Антиохийского Патриарха, нужно ли освящать воду в самый день Крещения – ведь накануне, в сочельник, ее уже освятили? И получил ответ, что греха в том не будет, это можно сделать еще раз – чтобы все могли взять воды…

К сожалению, наши современники мало интересуются сущностью Православной веры, и вместо Священного Писания или откровений отцов Церкви информацию получают у бабушек, сидящих на лавочках возле подъезда…

— И это – в лучшем случае, если такое определение вообще применимо, — включился в разговор волонтер Иван Манохин. – Некоторые вообще заявляют: «В этот день вода во всех водоемах и даже в кранах меняет свои свойства. И в церковь ходить не надо: дома произнести над ней молитву, окунуть в воду серебряный крест (или даже просто серебряную ложку) – и все! Год стоять будет!» Стоять-то будет, но вот что это? Агиасма не портится никогда не оттого, что в нее ионы серебра с креста попадают (в подавляющем большинстве наших храмов и крестов-то серебряных нет), а потому что ее освятили во время литургии.

Сегодня на разных телеканалах показывают экстрасенсов, ведьмаков, знахарей, которые дают собственные советы – как обращаться со святой водой. Вот этого слушать не надо никому – нельзя соединять вместе суверия и Христа!..

Пресс-служба миссионерского отдела