Накануне Дня народного единства и дня празднования Казанской иконы Божией Матери пресс-службой миссионерского отдела был проведен соцопрос: люди разных профессий, разного возраста рассказывали, что для них значит этот праздник.

Дарья Крылова, прихожанка Свято-Вознесенского храма:
— Для православных христиан день 4 ноября всегда был праздничным – ведь это день празднования памяти Казанской иконы нашей Небесной Заступницы. Такое почитание этого образа началось с семнадцатого века, и было связано с историческим событием – освобождением первопрестольного града Москвы и началом новой эпохи в истории нашего государства.

Если же говорить о Дне народного единства, то праздник появился неслучайно, он тесным образом связан с нашей историей и теми трагическими событиями, которые грозили потерей русской государственности. Наш народ преодолел ту Смуту благодаря единству, о чем мы и вспоминаем в этот день.
Образ Божией Матери Казанской был обретен почти четыреста лет назад промыслительно: девочкой, которой во сне явилась Богородица. И День народного единства – во многом такое же обретение, и то, что этот праздник выпал именно на 4 ноября, думаю, тоже неслучайно. Мне кажется, он пока не обрел то значение, которое должен обрести, но рано или поздно это должно произойти…

Александр Б., историк:
— Говоря об этом дне, уместно будет вспомнить о событиях, которые происходили в нашей стране в начале XVII столетия и послужили основой для праздника народного единства. Они имели такую особенность, что объединение народа произошло не по указке сверху, а благодаря тому, что народ сам испытывал потребность к объединению, то есть – оно шло изнутри.

Современный праздник существует уже пятнадцать лет, он вызывает разные толки: кто-то говорит, что это как бы замена 7 ноября, кто-то делает акцент не на народном единстве, а именно на дне Казанской иконы Божией Матери, кто-то вообще недоумевает: а что это за праздник?.. То есть – нет единства в отношении, так сказать.

Но фактически это – наш день независимости. Его правильно назвали: День народного единства. Действительно, это редкий, увы, случай исторического единения всего народа в общем порыве. Ведь, по сути, это и спасло Россию.

Я рад такому празднику, считаю, что нам надо больше рассказывать школьникам, студентам о прошлом страны – дабы они знали историю Отечества, могли гордиться ею и не повторять ошибок прошлого…

Нина Николаевна, педагог на пенсии:
— Этот праздник напоминает нам о великой дате – дне освобождения Москвы от польских интервентов. Историческое знание выполняет в обществе множество функций, и главная из них – воспитательная, ее выделял еще «отец истории» — Геродот.

Подвиг Второго ополчения – один из самых ярких уроков нравственности и патриотизма в нашей истории.

Говоря о народном единстве, мы должны помнить, что происходит, когда этого нет: Смута принесла нашей стране неисчислимые бедствия, около половины населения погибло, экономика была на столетие отброшена назад, Россия понесла колоссальные территориальные потери.

И все же страна была спасена, благодаря мужеству и самоотверженности русских людей всех чинов и сословий.

Поздравляю всех с Днем народного единства и желаю мира и согласия. Пусть смута больше никогда не придет на нашу землю!..

Заместитель руководителя миссионерского отдела Алексей Ярасов:
— Ополчение Минина и Пожарского – это удивительный пример в нашей истории. Пример самоорганизации и единения в борьбе с врагами Отечества и веры православной.

Неоценимый вклад в общее дело спасения Русского государства внесли участники героического сопротивления Троицкой Лавры, выдержавшей 18 месяцев осады. А вспомним келаря Авраамия (Палицина): если бы не он, казаки Трубецкого не пришли бы на помощь Кузьме Минину.

Уникальность того ополчения состоит в том, что оно было создано не по княжескому решению, а по прямому благословению Троицкой Лавры и благословению преподобного Сергия Радонежского, явившегося во сне Минину. То было движение народного духа – в защиту своих святынь, прежде всего, и эту идею выразил протопоп нижегородского Спасо-Преображенского храма Савва, когда по окончании Литургии обратился к народу с речью: «Приидоша дни конечныя гибели: гибнет Московское государство и вера православная гибнет».

Ведь не только наше государство решили разрушить тогда польские оккупанты, но, что самое главное (и впоследствии эта мысль стала основной движущей силой ополченцев) – «непорочную веру Христову в латинскую многопрелестную ересь обратити»…

Руководитель миссионерского отдела протоиерей Павел Картушин:
— Есть моменты, объединяющие всех людей, независимо от их вероисповедания, возраста, традиций, поэтому действительно преодоление пробелов исторического знания служит правильному осмыслению и нормальной адаптации новых или возрожденных праздников.

Говоря о религиозных истоках торжества, которое мы отмечаем 4 ноября, нужно помнить о культурологических и исторических аспектах этого дня.
В этом единстве собрано все: и патриотизм, и гордость за свою Отчизну, культуру, Церковь. Поэтому говорить о какой-то конкретной линии воспитания, пожалуй, неверно.

Нужно воспитывать человека в главном: в любви к Богу, к своим ближним.

Господь дал людям Заповеди, и можно сказать, что они и есть – основа всего. В них собрано все, и если человек будет соблюдать все десять Заповедей с раннего возраста, он вырастет достойным человеком.

Суть этого праздника – в осознании того, что всем нам вместе жить на этой земле, в декларировании того, что надо жить в мире.

Пресс-служба миссионерского отдела