Сколько бы десятилетий не минуло после Великой Отечественной войны, память о ней не стирается и продолжает жить в сердцах новых поколений. Картины жизни военных лет, документальные фотографии детей, переживших это страшное время, – таковы тематические линии выставки Татьяны Кулаковой, замечательной мастерицы, преподавателя начальных классов и руководителя школьного музея Центра образования №37 Тулы, которая представлена в Тульской духовной семинарии.

Это уже не первая выставка известной в Туле рукодельницы Татьяны Кулаковой, организованная Епархиальным культурно- просветительским центром «Фавор». Татьяна Владимировна много лет занимается изучением и сохранением русской тряпичной куклы. Создавая кукол, мастерица придерживается традиций и принципов народной игрушки, но при этом развивает их, наделяя своих персонажей новыми образами, рожденными историей страны и народа. Органичное сочетание наивной старины и современности, в которых неизменно прослеживается подлинный русский характер, его дух, – в этом заключается притягательность кукол Татьяны Владимировны.

Отличительная особенность этой выставки заключается в том, что состоит она из двух частей. На что и обратила внимание первых посетителей – учеников тульского Центра образования №44 – Марина Михалева, директор Епархиального культурно-просветительского центра «Фавор».

Первая из них под названием «Слова войны» представляет собой развернутый сюжет, состоящий из тринадцати кукольных композиций.

«Как вы уже поняли, ребята, Татьяна Владимировна создала небольшое повествование о Великой Отечественной войне, которое передала через куклу, – произнесла Марина Александровна.- Каждая из этих сцен, а, по сути, запечатленных моментов жизни, рассказывает нам, как война началась, продолжалась, как ее переживали люди – и те, кто воевал на фронте, и те, кто ждал их возвращения – и как, наконец, все вместе праздновали Победу».

Перед зрителем предстают неизвестная семья перед черным рупором, да они пока еще все вместе, но уже звучат страшные слова о начале войны. И вот уже потянулись беженцы с детьми на руках …А это сцена прощания новоиспеченного молодого бойца с любимой, в руках которой тот самый синий платочек. Трогательная композиция – мать у детской кроватки баюкающая малыша – напомнила ребятам песню «Темная ночь». А вот собравшиеся в кружок женщины, черные платки на головах выдают матерей и вдов, скорбящих по убитым сыновьям и мужьям. «Молитва»- так называется сопутствующее этой сцене стихотворение….

Но постепенно настроение сюжетов меняется, уже чувствуется приближение Победы: веселая регулировщица явно указывает направление на Берлин, радостные однополчане, приосанившиеся казаки, счастливые люди с букетами сирени, седенькая мама обнимает вернувшегося – слава Богу- с фронта сына! Ликование и счастье, смешанные с горечью слез, радость и надежда на новую, мирную, жизнь!

Вместе с Мариной Александровной школьники размышляли над каждым сюжетом, дополняя его своими линиями, хранящимися в семье воспоминаниями о войне. Несмотря на безликость, которой отличаются русские куклы, фигурки из ткани получились очень выразительными. Тщательно продуманные детали костюма, позы и жесты, в которых отражены внимательный взгляд художника, опытная рука и чуткое сердце мастера, передают зрителю эмоции и переживания, полностью погружают его в происходящее, вызывая ответные чувства.

«У нас и детства не было отдельно,/ А были вместе – детство и война» – строки из стихотворения Роберта Рождественского открывают следующую часть экспозиции, названную «И в войну играли дети». Ее составили копии фотографии детей военного времени и их любимые игрушки – куклы, мишки, машинки. Ведь дети остаются детьми даже в годы страшных лихолетий, когда рядом рвутся снаряды, гибнут люди, нет крова над головой и мучает голод.

На школьников эти снимки произвели заметное впечатление своей неприкрытой правдой, парадоксальность несовместимого: беззащитные перед лицом беды мальчишки и девчонки бережно прижимают своих любимцев, перепачканных сажей, с оторванными руками, готовые спасать их до последнего. Но есть и совершенно страшные фотографии – разорванная осколком снаряда кукла и ее безутешная хозяйка; плачущая малышка на груде обломков разбомбленного дома, от которого чудом уцелела лишь печь да целлулоидный пупс, только он вряд ли сейчас способен ее успокоить…

Еще одна тематическая линия фотографий – игрушки военных и послевоенных лет как утверждение, что жизнь продолжается и продолжится дальше, пока играют дети. Фабричные игрушки были редкостью, а потому мастерили их сами из того, что было доступно: палочек, деревянных брусков, тряпочек, кукурузных початков, консервных банок и жестянок.

Ирина Ивановна Демидова, руководитель объединения «Туристы-краеведы : фольклор и этнография» Государственного образовательного учреждения Тульской области «Центр краеведения, туризма и экскурсий», отметила, что для ее воспитанников знакомство с выставкой «И в войну играли дети» имеет большое образовательное и воспитательное и значение, а также интересна с разных аспектов: «Прежде всего, в преддверии Дня Победы ребята еще раз обратились к истории Великой Отечественной войны, вспомнили некоторые важные даты и события, в том числе и связанные с обороной Тулы. Вместе с тем детям, поскольку они увлекаются этнографией, были очень интересны куклы. Несмотря на то, что выставка не является обрядовой в чистом виде, все же куклы созданы на основе народной лоскутной игрушки с соблюдением необходимых канонов. Я, думаю, что ребята по настоящему оценили талант Татьяны Владимировны как художника, который создает что-то собственное и при этом уважает сложившиеся каноны и традиции.

Есть еще один важный для нас аспект – военный фольклор. Начиная с первой куклы и до последней, прослеживается вся история войны, которая также изложена в песнях – поднимающих боевой дух, душевных, теплых, грустных или же веселых. А ведь многие из них, и мы их вспомнили сейчас, не имеют конкретных авторов, они родились в народе и живут в нем по сей день».

Марина Полянская, фото автора