Воспитанники Центра детского творчества города Тулы – хорошие друзья епархиального культурно- просветительского центра «Фавор» – вновь побывали в Тульской духовной семинарии. Новая встреча была посвящена теме развития Российской империи в период правления последнего русского государя.

Как пояснила перед началом встречи Мария Шишкина, педагог дополнительного образования тульского Центра детского творчества, руководитель объединения «Хранители истории», каждый новый визит ребят в семинарию – запоминающееся событие и повод для дальнейшего его обсуждения.

«В объединение «Хранителей истории» входят в основном старшеклассники,- говорит Мария Вячеславовна.- Как следует из самого названия, главные направления деятельности объединения – это краеведение, изучение родной истории, русских традиций. Тесное сотрудничество с культурно-просветительским центром «Фавор», семинарией помогает нашим учащимся повысить уровень знаний, разнообразить свою деятельность: познавательную, исследовательскую, творческую.

Тема России во времена царствования Николая Александровича ребятам близка и интересна. Во-первых, не так давно мы закончили цикл занятий, посвященный тульским дворянским улицам, во время которого неоднократно обращались к дореволюционной истории Тулы и России.

Во-вторых, в этом году в связи со 100-летием убийства Царской семьи в нашем обществе вновь возникла острая дискуссия о причинах и последствиях этого страшного события, об итогах правления государя Николая II,  о самой личности государя как правителя Российской державы. Не секрет, что звучат самые разные, противоречивые оценки и мнения. В рамках школьной программы по истории России дети не всегда могут получить полную, а главное – объективную информацию. Надеюсь, что эта беседа углубит их познания, научит их сравнивать сведения, полученные из разных исторических источников, размышлять над ними и делать выводы».

Марина Михалева, директор епархиального культурно-просветительского центра «Фавор», рассказала юным гостям, что им предстоит не просто беседа, а своеобразное путешествие в относительно недалекое прошлое своего Отечества, когда оно именовалось Российской империей.

В первую очередь Марина Александровна ознакомила школьников с выставкой «Россия императора Николая II в фотографиях Сергея Прокудина-Горского». Открытием стало само имя прославленного фотографа, пионера цветной фотографии, чье 155-летие отпраздновали в этом году. Свой талант фотографа и кипучую энергию подвижника Сергей Михайлович посвятил созданию «Коллекции достопримечательностей Российской империи».

Над этим, выражаясь современным языком, масштабным проектом он трудился по распоряжению императора Николая II с 1909 по 1916 годы. За это время Прокудин-Горский, которому были предоставлены все необходимые средства для передвижения, преодолел тысячи километров, побывал в самых дальних местечках и труднодоступных уголках огромной страны, запечатлел в красках всю  ее ширь и богатство, ее жителей –  различных национальностей, происхождения, социального положения – за работой и в быту.

На выставке представлена лишь малая часть уникального собрания фотографий. Однако они воссоздают живой образ великой державы в пору расцвета, достигнутого благодаря  выдающемуся правителю – государю Николаю Александровичу.

Еще более убеждают в этом приведенные на выставке статистические сведения о развитии промышленности, сельского хозяйства, здравоохранения, образования и других сфер жизни, которых за относительно короткое  время добилось российское государство к началу прошлого века.

Из детального рассказа ребята узнали, что в дореволюционную эпоху по уровню промышленного производства Российская империя занимала четвёртое место в Европе и пятое в мире, уступая по важнейшим показателям лишь США, Германии, Великобритании и Франции. В течение двадцати предвоенных лет в стране собирали рекордные урожаи зерна, и Россия по праву называлась кормилицей Западной Европы. Вместе с тем в эпоху царствования Николая II выросла рождаемость, а число народонаселения увеличилось на 50 миллионов. Кроме того, Россия опережала многие  страны  в сфере трудового, социального законодательства, имела одну из прогрессивных форм налогообложения. Население  получило право на неприкосновенность личности, свободу вероисповедания, свободу слова и собраний.

Особое внимание школьников было обращено на то, что последний российский император активно содействовал развитию науки, образования и просвещения, реформам армии и флота.

В продолжение встречи вниманию юных гостей была предложена выставка «Тульские дворяне», открывшая множество забытых и малоизвестных  имен выдающихся государственных деятелей, ученых, первооткрывателей, родившихся на тульской земле. Экспозиция расширила их представления об укладе жизни внутри высшего сословия,  верою и правдою служившего Отечеству на разных поприщах, а также всей дореволюционной России, во главе которой стоял монарх.

Заключительная часть  занятия была практической. Ребятам предложили самим ответить на вопрос – какова же была жизнь в России перед началом Первой мировой войны – исходя из конкретных примеров и математических расчетов. Марина Александровна привела исторические сведения о заработках  и жалованиях, а также об их соотношении с ценами на повседневные товары и необходимые услуги.

Например, средняя зарплата рабочего в Петербурге составляла 22 рубля, разумеется, работники более высокой квалификации получали больше. Кухарка зарабатывала всего 8 рублей, однако она была обеспечена бесплатной крышей над головой и питанием, а также одеждой и обувью, которую, как правило, жаловали хозяева. Месячное жалованье преподавателя гимназии составляло 75 рублей, фельдшера – 40 рублей, а заведующего больницей – 125.

При этом в 1910 году в Москве, где жизнь всегда была дороже, чем в провинции, килограмм хлеба стоил 5 копеек, литр молока – 8 копеек, фунт постного масла – 32 копейки, а  килограмм говядины – 45 копеек. Вполне приемлемыми по стоимости были и ткани: метр ситца – 18 копеек, сукно, разумеется,  дороже – 2 рубля 80 копеек за метр. Снять жилье – дом или квартиру (вместе с прислугой) – можно было за 11 рублей в месяц. Визит к врачу в обычную больницу обходился в 20 копеек. Даже при самом скромном достатке, но при большом желании, можно было позволить себе побывать в Большом театре: цены на билеты начинались от 35 копеек.

В итоге, выбрав на свое усмотрение профессии и, соответственно,  уровень доходов, школьники попробовали составить примерный бюджет на месяц. К поставленной задаче каждый подошел по-своему: кто-то сумел грамотно распределить учительское жалованье  на семью из трех человек, да так, что еще и немного осталось, а кому-то не хватило солидного денежного довольствия полковника царской армии на себя, любимого. И все же школьники после небольшого обсуждения пришли к выводу, что работающий человек в дореволюционной России жил относительно благополучно. Да, разумеется, нельзя сказать, что в стране не было нуждающихся, но и совершенно недопустимо утверждать, что Россия была отсталой, нищей, бесправной, не имеющей перспектив дальнейшего развития.

Одна из активных участниц встречи Милана Рыбкина, воспитанница Центра детского творчества Тулы, рассказала, что познавательное занятие открыло ей многие неожиданные факты из истории Отечества: «Меня удивило, как заметно изменилась Россия во время правления Николая II. Нам, конечно, об этом говорили в школе, но не так подробно. Например, что было развито бесплатное образование и за двадцать лет в России почти в семьдесят раз выросло число школ. Интересно было рассчитывать бюджет на месяц, узнать, какие были зарплаты и цены сто лет назад. На мой взгляд, если бы не началась Первая мировая война, а потом не произошла революция, то наша страна и сегодня  жила бы намного лучше, не было бы у нас столько проблем в экономике, благосостояние народа было бы лучше».

Своими мыслями по окончании познавательного занятия также поделилась Валерия Шишкина, воспитанница Центра детского Творчества города Тулы: «Я думаю, что сегодня нужно как можно раньше начинать знакомить детей с родной историей и прививать им любовь к своей стране. Как мы знаем, раньше было принято говорить, что в самодержавной России все было очень плохо, и  сейчас довольно часто можно услышать, что жизнь при царе была невыносимая. Но оказывается, в некоторых отношениях она была даже лучше. Поэтому к этой теме нужно обращаться. Главное – не просто говорить, а приводить примеры исторических личностей, убедительную статистику, факты, цифры. Одним словом, подходить именно с практической стороны, как это было сегодня. Так не только будет восстановлена историческая правда, но и мы все объединимся и будем стараться сделать нашу страну еще лучше».

Марина Полянская, фото автора