В миссионерском отделе Тульской епархии состоялся круглый стол на тему «Осторожно: псевдоправославие!», в котором приняли участие священнослужители, сотрудники отдела, волонтеры и слушатели миссионерских курсов.

В этот день в отделе была размещена выставка псевдоправославной литературы: издания с откровениями новоявленных «пророков» и «матушек», а также — псевдоправославные иконы, на скорую руку «изваянные» на компьютере, и даже акафисты тем, кого распространители этой сомнительной продукции считают святыми – не считаясь с мнением Церкви.

Приветствовал участников руководитель миссионерского отдела протоиерей Павел Картушин, который прочел доклад о старчестве и лжестарчестве.

Он отметил, что сегодня сложно встретить истинного старца, но легко попасться на крючок к разного рода псевдостарцам.

По каким же признакам может их различить православный христианин?

Спаситель говорит, что дерево распознается по плодам. Властолюбие, сребролюбие, отсутствие подлинно духовной жизни, высокое мнение о себе – вот признаки лжестарцев. Чаще всего такие «духовные отцы» в буквальном смысле порабощают людей, в их душе, в поведении нет терпения и любви, но действуют страсти: гордыня, самовосхваление. Эти «наставники» окружают себя толпами «духовных чад», из которых создаются целые религиозные группы – секты.

Лжестарцы не дают советов – в отличие от старцев, они лишь повелевают и приказывают, и с этими приказами запрещено спорить. Тем самым наносится вред человеческим душам, физическому здоровью, разрушаются семьи.
Истинные же старцы – смиренны. Их жития повествуют, что святые не окружали себя толпами послушников.

Отец Павел отметил в докладе, что нужно быть осторожными и внимательными, отправляясь к различного рода «старцам» — дабы не попасть к ним на крючок. Ведь нередки случаи, когда старцами себя объявляли люди с психическими отклонениями, в прошлом — судимые, не имеющие понятия не только о великом иноческом послушании, но и о сущности Православия.

Священник Александр Соколов выступил с докладом о псевдоиконах, которых не так уж много, но их создатели настойчиво рекомендуют эти «образы» для церковного поклонения. Получив отказ, они пытаются обвинить Церковь — ни много, ни мало – в иконоборчестве.

— Принцип иерархичности строения церковного общества и каноничности церковного искусства – основные принципы Православной Церкви. Их нарушение ведет за собой отпадение от соборного тела Церкви и уклонение в ересь или раскол, — отметил отец Александр. А затем привел слова Л. А. Успенского: «Иконописный канон есть известный принцип, позволяющий судить, является ли данный образ иконой или нет. Он устанавливает соответствие иконы Священному Писанию… Основным критерием, предъявляемым к образу, является его литургичность. Критерий литургичности неотделим от истины Боговоплощения и искупительной крестной жертвы Спасителя…»

Далее докладчик привел черты, характерные для каноничной иконы и отметил, что псевдоиконы во-первых не соответствуют им, а во-вторых – их написание не было благословлено священноначалием.
Для примера отец Александр показал собравшимся фото псевдоиконы «Воскрешающая Русь», созданной неким художником по видению экстрасенса Ольги Павленко, где есть нарушения всех критериев иконописи.
Он заметил также, что от извода к изводу образ «Воскрешающая Русь» меняется: изображенная на ней женщина все больше становится похожа на рериховскую «Матерь Мира».

Кроме того, мы поклоняемся Первообразу, а адепты «Воскрешающей Руси» требуют поклонения самой «иконе», как самодостаточной святыне, а это уже язычество.

И, наконец: здесь видна идея вытеснения Христа Богородицею, чего никогда не было и не будет в Православии. Но подобные идеи присущи сектантскому Богородичному центру Иоанна Береславского.
Заместитель руководителя миссионерского отдела Алексей Ярасов выступил с докладом на тему новораскольнического псевдоправославного движения, рассказав о его истоках и сути.

Он отметил, что данное движение можно представить, как совокупность разного рода объединений людей или же отдельных активистов – приверженцев различных ложных учений, выступающих против введения новых электронных технологий, используемых при взаимодействии граждан с государственными учреждениями и коммерческими организациями, а также – ряда удостоверяющих личность документов: паспорт, ИНН, СНИЛС и тому подобных.

Раскольнический дух данному движению придает активное насаждение среди его сторонников довольно агрессивных идей неприятия священноначалия и духовенства Русской Православной Церкви.

Идеология движения сеет в обществе нездоровые апокалиптические настроения. Его сторонники утверждают, что современные российские паспорта, штрих-коды, пластиковые платежные карты и прочие технические новинки – изобретение Антихриста. И что введение их в повседневную жизнь означает стремительно приближающийся конец света, а те, кто их принимает – навсегда отрекаются от Христа.

Сторонники этих заблуждений считают себя борцами за чистоту Православия. При этом многие из них даже не догадываются, что отождествление штрих-кодов и прочего, якобы содежащего в себе «число зверя» с «печатью Антихриста» не имеют к Православию никакого отношения и возникли в середине 70-х годов ХХ века в США в сектантской неопятидесятнической среде. Там у одной «пророчицы» было видение на эту тему, что сподвигло ее к написанию нескольких книг, где автор призывает читателей к активному противодействию «сатанинским» компьютерным технологиям.

Со временем эти домыслы распространились по миру и проникли в Россию.

Тем не менее, сторонники этого движения пользуются всеми благами цивилизации, свои идеи пропагандируют именно через «бесовский» компьютер. Сегодня некоторая их часть уже не считает штрих-коды, ИНН и прочее непосредственно самой «печатью Антихриста» (есть и те, кто называет их «предпечатью»), а свои силы направляют на выявление все новых «скрытых угроз». Об их деятельности Алексей Ярасов рассказал подробно.

Докладчик отметил, что Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в 2013 году счел необходимым сформулировать официальную позицию Церкви в отношении развития электронных средств учета и обработки персональных данных. Там, в частности, говорилось «о неприемлемости ситуации, когда отдельные миряне, а порой и клирики восхищают право от лица Церкви выносить определения о совместимости или несовместимости того или иного явления с верой Христовой и христианским образом жизни. Такое право принадлежит Собору и Синоду, опирающимся на Священное Писание и Предание Церкви и действующим в единомыслии со всеми клиром и паствой».

А еще ранее, в 2000 году Священный Синод РПЦ рассмотрел опрос о введении идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) и не нашел в нем ничего антихристианского. В заявлении Синода от 7 марта 2000 года подчеркивалось: «Никакой внешний знак не нарушает душевного здоровья человека, если не становится следствием сознательной измены Христу и поруганию веры».

Но мнение Церкви для новораскольников не является авторитетным, а их идеология формирует у адептов крайнее неприятие окружающего мира, вынуждает людей менять место жительства, уходить из семьи, жить в постоянном страхе. И этот страх не имеет ничего общего со страхом Божьим, которому учит нас святоотеческое наследие.

Пресс-служба миссионерского отдела