В красной гостиной Тульской Духовной семинарии под эгидой епархиального культурно-просветительского центра «Фавор» состоялось очередное заседание клуба любителей звукозаписи классической музыки «Виниловый диск» на тему «Великие православные оперы. Николай Римский-Корсаков «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

Следуя замыслу организаторов, вечер прошел в камерной, домашней обстановке, как напоминание об утраченной российской традиции – собираться в конце дня всей семьей в гостиной, чтобы насладиться музыкой.

Однако собравшиеся не только получили возможность прослушать одну из великолепнейших опер в концертной версии, записанной в 1956 году силами солистов Всесоюзного радио и Большого театра, но и узнать о ней много нового.

Председатель клуба «Виниловый диск» Вячеслав Львович Банников, известный меломан и любитель оперного искусства, рассказал собравшимся историю создания музыкального произведения, затронул литературные и исторические источники, положенные в его основу. Из его выступления члены клуба узнали множество интересных фактов из сценической «жизни» оперы в дореволюционный и советский период, вспомнили известных оперных исполнителей, которые принимали участие в различных постановках. Параллельно докладчик продемонстрировал подборку фотографий, документов, картин и рисунков, касающихся жизни и творчества Римского – Корсакова и его известной оперы.

Открывая вечер, Вячеслав Львович подчеркнул, что опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» по праву считается центральным произведением позднего оперного творчества Николая Андреевича Римского-Корсакова – великого российского «сказочника». Создавалась она в течение 1903-1905 годов. Однако мысль создать такое масштабное произведение возникла у композитора еще в 90- е годы ХIХ века, но партитура оперы была закончена только в 1903 году, и этот вариант был не окончательным. Тем не менее, уже в 1905 году в Мариинском театре состоялась первая постановка этого величайшего и своеобразного создания русского искусства.

«Уникальность оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», по мнению многих исследователей творчества Римского–Корсакова, заключается в том, что он сумел в ней отразить законы мироздания в понимании русского человека, воплотить весь космос русской души, — подчеркнул Вячеслав Львович. – Композитор показал в свернутом виде историю прошлого, настоящего и будущего великой русской земли, замешанную на войнах, жертвах и крови и в то же время на абсолютной вере, которая спасает в тяжелейших испытаниях».

Своеобразие и самобытность «Сказания…» заключается в том, что Римский-Корсаков совместно с известным либреттистом Владимиром Бельским, создавшим текстовую основу ко многим его операм, связали в сюжете музыкального произведения древнерусскую народную легенду о невидимом граде Китеже, литературно переработанное в XVI веке Ермолаем Еразмом каноническое житие святой княгини Февронии Муромской и всевозможные народные предания о татарском нашествии, в том числе «Слово» Серапиона, епископа Владимирского, повесть о Юлиании Лазаревской, повесть о Горе-Злосчастье и множество других былин, духовных стихов и баллад. К тому же в либретто использован роман Павла Мельникова-Печерского «В лесах», посвященный волжским старообрядцам, в котором легенда о Китеже изложена очень красиво, но кратко.

В итоге в опере тесно переплетены мотивы дохристианских преданий о райском месте – граде Китеже, лучшие образцы древнерусской литературы, восходящие к православию, и «этнографические зарисовки» из жизни раскольнического купечества.

«По существу, Римский-Корсаков и Бельский создали новую легенду о граде Китеже, но уже придали ей новый христианский смысл, как утверждали и утверждают многие исследователи этого довольно сложного, многопланового произведения, — обратил внимание присутствующих Вячеслав Львович.- В их интерпретации это тысячелетнее Царство Божье на земле, в которое верят все христиане, и они не считают это сказкой, это их общее будущее, вот только они не видят Китежа в современном мире».

Собравшиеся в этот вечер любители музыки прослушали арии главных героев оперы в ключевые моменты разворачивающегося действа. Каждый музыкальный отрывок Вячеслав Львович сопровождал комментариями и пояснениями, но с большой осторожностью, поскольку однозначных толкований в данном случае просто не может быть.

Разумеется, в центре внимания оказались главные герои оперы: Феврония, которая живет в лесу, далеко от мира человеческих соблазнов и воспринимает жизнь как радость, как Божий свет; князь Юрий – основатель Великого Китежа, который в отличие от избранницы своего сына княжича Всеволода смотрит на мир иначе и поэтому до конца в отличие от нее не верит в спасение; предатель Гришки Кутерьма, который поклоняется не свету и радости, а горю-злосчастью. Существенное внимание было уделено сцене встречи Февронии со своим погибшим женихом княжичем Всеволодом, а также сценам спасения от татар Великого Китежа и его добродетельных жителей, в которых явственно прослеживаются евангельские мотивы. И настоящим апофеозом стал момент, когда Феврония просит написать письмо предателю Гришке Кутерьме. Как истинная христианка и праведница она его не только простила, но и ожидает его в дивном городе, надеясь на то, что он раскается в содеянном и сможет попасть туда, где уготована жизнь вечная.

Участники заседания смогли поделиться своим видением этих сложных сцен и их толкованием, хотя в итоге все сошлись в одном, что для постижения всей глубины смысла к «Сказанию о невидимом граде Китеже и деве Февронии» нужно возвратиться не один раз.

Сама же идя проведения подобных вечеров, позволяющих прикоснуться к музыкальным шедеврам, нашла отклик и поддержку у всех присутствующих. Говорит Александр Александрович Лопатин: «Безусловно, у людей, интересующихся культурой и искусством, должно быть как можно больше возможностей встречаться друг с другом и вместе делать какие-то новые для себя открытия. Вот я, например, сегодня совершенно по-новому увидел эту оперу Римского-Корсакова. Нужно отметить, что я и знаком с ней был не очень хорошо, не могу сказать, что она особенно меня привлекала раньше. А теперь вот возникло желание подробнее вникнуть в ее смысл, потому что вопросов без ответов осталось достаточно много. Произведение сложное, многоплановое, требует приложения сил и времени».

Согласна с Александром Александровичем и его супруга Ольга Викторовна Хромченкова: «Хочу сказать большое спасибо Вячеславу Львовичу прежде всего за прекрасное музыкальное сопровождение. Было очень приятно послушать великолепных артистов уже ушедшей эпохи. Было интересно послушать, как интерпретировали оперу в советское время и что, собственно, имел в виду автор».

Таким был этот музыкальный вечер, а всех, кто хочет разделить наслаждение от великолепной музыки, радость от общения с единомышленниками — почитателями высокого жанра и талантов клуба- «Виниловый диск» приглашает на следующую встречу, посвященную опере М.С. Мусоргского «Хованщина», которая состоится 18 февраля в 16 часов.

Марина Полянская, фото автора