В Тульской духовной семинарии состоялась церемония подведения итогов и награждения победителей школьного конкурса  литературного мастерства «Сочинение при свечах» – совместного творческого проекта культурно-просветительского центра «Фавор» Тульской епархии, Управления образования города Тулы и семинарии.

«Идея конкурса «Сочинение при свечах» возникла три года назад, благодаря тому, что мы обратили внимание на выпуски сборников «Краткий обзор тем, задаваемых для домашних и классных сочинений во всех средне-учебных заведениях и конкурсных испытаний», издаваемых в Санкт-Петербурге в 1905 году,которые хранятся в семинарском музее, – поясняет идейный вдохновитель конкурса Марина Михалева, директор епархиального культурно просветительского центра «Фавор». – Нам показалось любопытным провести конкурс сочинений и выяснить: остаются ли темы, волновавшие гимназистов и школяров в прошлом веке, такими же интересными для современных школьников и их педагогов. Идея нашла поддержку в Управлении образования города Тулы, выступившего учредителем конкурса.

В этом году наши ожидания от конкурса полностью сбылись: было прислано около ста работ, что значительно больше, чем в предыдущий год. Такой отклик порадовал членов жюри, но в некоторой степени вызвал и затруднения, объясняемые тем, что каждое сочинение требует прочтения и осмысления.

Протоиерей Матфей Валуев, руководитель отдела по культуре Тульской епархии, выразил мысль, что совершенно разные поколения школьников, разделенных столетием, связывает одинаковое качественное состояние человека: «Мы не можем сказать, что понимание добродетели или, напротив, греха, отношение к святыне были иными полтора или два века назад. В самом человеческом  естестве, в глубине его, живут неизменные понятия, не требующие разъяснения, – произнес батюшка. – Так, если в 19 веке человек сделал доброе дело, то отношение окружающих к нему было соответствующее, если же совершалось нечто нехорошее, то понятно, что отношение было совершенно иным. Такие же отношения и ощущения испытываем и переживаем мы, в том числе и дети, уже в 21 веке. Изменяются только условия жизни. Нам очень интересно узнать, как жили люди в начале прошлого столетия, что их окружало, привлекало их внимание, волновало. Именно в этой, внешней, плоскости и лежат различия между ними и нами. Но если затронута тема вечности, как в темах сочинений этого конкурса, то мы, опять же на примерах работ наших конкурсантов, убеждаемся – важные для человека понятия остались прежними».

Лучшим подтверждением этой мысли явились темы сочинений, указывающие на то, что классическая литература и в прежнее время, и в нынешнее составляет основу школьного курса.

Участникам младшей группы, в которую вошли ученики начальных классов, были предложены темы: «О том, что видела птичка в далеких краях», «Река в лунную ночь», «Дедушкин садик».

Работы школьников 5-7 классов были посвящены не только темам, связанным с творчеством  русских писателей, но и позволяющим обратить мысленный взор на иные стороны жизни: «Типы людей у И. А. Крылова в баснях», «Великаны и пигмеи лесного царства», «Устройство и быт Запорожской Сечи по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

Старшеклассники сосредоточили свое внимание на более сложных вопросах: «Хорошо ли жить так, как жили старосветские помещики, и какие были последствия такой жизни для обоих добродушных старичков?», «Какие предметы оставляют богатство России и почему?», «На чём основывается духовная связь между предками и потомством?».

Как отметила Марина Александровна, среди такого значительного числа сочинений, каждое из которых по-своему восхитительно, членам жюри было совсем не просто определить победителей. В итоге было принято решение: выявлять лучших из лучших не только по традиционному принципу– внутри каждой возрастной группы – но и по каждой теме. Кроме того, жюри определило номинации конкурса: «Доброе сердце», «Семейная традиция», «Яркий образ», «Новый взгляд», «Литературная традиция».

Ученик 11 класса Центра образования №31 города Тулы им. Р.П.Стащенко Вячеслав Чермошенцев, удостоенный Диплома конкурса «Сочинение при свечах» II степени, убежден, что современным школьникам полезно и необходимо обращаться к серьезным вопросам, над которыми размышляли гимназисты на рубеже 19-20 веков, ведь они актуальны и сегодня: «Я больше увлекаюсь историей и искусством, нежели литературой, а потому постарался рассмотреть вопрос – какие предметы составляют богатство России и почему? – именно в культурно-историческом контексте. Обратившись к основным вехам исторического развития России, я пришел к выводу, что главное ее богатство не измеряется материальными категориями – это наша духовность, наш народ, люди, – поясняет юноша.– Интересно, что работа эта родилась у меня в весьма специфичных условиях, совсем не располагающих к творчеству и не имющих ничего общего с 19-м веком. Произошло это в поезде Москва-Тула. Я даже не писал черновик. Это первое мое сочинение, полностью созданное в электронном формате.

И я согласен с отцом Матфеем в том, что какие бы перемены не происходили с миром, как бы не изменился со временем пейзаж за окном поезда, в основе своей жизнь и фундаментальные человеческие ценности остаются такими же как и столетия назад».

«Наши гимназисты, ученики младших классов, с большим удовольствием приняли участие в этом конкурсе. Особенно приятно было именно то, что они окунулись в атмосферу прошлого века. В каждом классе учителя провели беседы, разъяснили детям значение названия «Сочинение при свечах», рассказали, как жили и учились их сверстники сто лет назад. А сколько неожиданных для нас, взрослых, открытий было сделано самими ребятами при выборе и осмыслении тем! Говоря о дедушкином саде, они обращались к Великой Отечественной войне, делились воспоминаниями дедушек и бабушек. семейными историями. Тема «Река в лунную ночь» пробуждала у них фантазию, которая уходила так далеко, что в итоге получались новые сказки. Представляя, что могла видеть птичка в теплых краях, ребята проявляли наблюдательность. Кроме того, обращались к энциклопедиям, познавательной литературе, расширяя таким образом свой кругозор. И особенно трогательно было читать о том, как радостно птичке вернуться  из дальних путешествий в родные края,  – говорит Татьяна Николаевна Самсонова, завуч начальной школы Тульской Православной классической гимназии. – Хотелось также поблагодарить организаторов конкурса не только за саму идею, но и за церемонию подведения итогов и награждения: была отмечена каждая работа, и дети поняли, что их труд был не напрасен. А это очень важно для вдохновения на участия в новом конкурсе!».

Семен Сысоев, ученик 3 класса Центра образования №56, что в поселке Плеханово, стал первым дважды дипломантом в трехлетней истории конкурса «Сочинение при свечах»: «Мне дали награды за два сочинения: «О том, что видела птичка в далеких краях» и «Река в лунную ночь». Я писал их самостоятельно, но сначала мы вместе с учителем на уроках обсуждали темы. Мне понравились сразу две: про птичку – потому  что она веселая, как-то сразу начал складываться рассказ, а про реку – потому, что можно придумать что-нибудь необычное. Честно сказать, я не думал, что обе работы понравятся жюри! Конечно, было очень приятно!».

«Тема моей работы — «На чём основывается духовная связь между предками и потомством?». В ней, исходя из истории своей семьи, я представила понимание известной истины «яблоко от яблони не далеко падает», – рассказывает Софья Мукнаева, ученица 8 класса Лицея №1 города Тулы, считающая, что конкурс «Сочинение при свечах» дает много ценного не только в интеллектуальном, но и в духовно-нравственном отношении.– Вместе с этим, я задумалась над тем, как тяжело выживать в этом мире детям, не имеющим своей семьи, родителей, братьев и сестер, они словно деревья, лишенные корней. В таких случаях важна поддержка окружающих, психологическая помощь, простое человеческое участие в их жизни. И наоборот, человек, не знающий своих предков, может проявить заботу об одиноких людях.Только таким образом, на мой взгляд, когда возникают связи между людьми разных поколений, сохраняются традиции, устои и общество становится единым».

Жюри конкурса особо были отмечены две работы, написанные в поэтической форме. И одна из них принадлежит «перу» Марии Пономарёвой, ученицы 8 класса Лицея №1 города Тулы: «Николай Васильевич Гоголь – один из моих любимых писателей 19 века. Его произведения привлекают самобытностью, необычными сюжетами и образами. Поэтому я сразу определилась с темой, посвященной главным героям повести «Старосветские помещики».У меня уже есть  опыт по написанию литературных работ в стихах, и я решила построить это сочинение таким же образом. А вдохновляли меня образы двух старичков, чувства, которые их связывают. В процессе работы я узнала множество деталей из жизни и быта провинциальных помещичьих усадеб позапрошлого века, и это тоже было интересно.

Я также хочу поблагодарить нашего с Соней преподавателя русского языка и литературы Светлану Вячеславовну Чернопятову, которая предложила нам принять участие в этом конкурсе и во многом помогала, направляла и поддерживала нас. Так что эта победа принадлежит не только нам, но и ей!».

Победители конкурса «Сочинения при свечах» получили дипломы и грамоты от Управления образования администрации, Епархиального культурно-просветительского центра «Фавор», а также символические подарки от Тульской духовной семинарии.

Несколько финалистов удостоились памятных наград от Тульского Дворянского собрания и Тульского отделения Императорского Православного Палестинского общества – давних и хороших друзей семинарии и центра «Фавор».

Не остались без слов признательности, подкрепленных благодарственными письмами, и педагоги, откликнувшиеся  на идею конкурса и вдохновившие на участие в нем своих воспитанников. Во многом благодаря учителям, которые видят в проекте «Сочинение при свечах» большой потенциал для пробуждения у современных школьников интереса к чтению, к родной словесности, умению излагать собственные мысли и чувства, а не скопированные из интернета, возможность проявить литературные способности, он становится все более известным.

Марина Полянская, фото автора и Валентина Елисеева