В воскресный день на Божественной литургии в тульском храме преподобного Сергия Радонежского детскими голосами зазвучал правый клирос: ученики отделения духовной музыки зареченской детской школы искусств, детский Образцовый хор «Радонеж» принял участие в богослужении.

Ограничения, связанные с пандемией коронавирусной инфекции, целый год не допускали детский коллектив на клирос храма. После долгого перерыва, «Радонеж» с новыми силами и новыми распевами вернулся в родной храм. Очень красиво и мелодично звучало песнопение «Марие, Дево Чистая…» в обработке монахини Иулиании (Денисовой) и адаптации для детского хора Микалауской Маргариты Евгеньевны, а также Херувимская песнь. Участие воспитанников отделения духовной музыки в Божественной литургии – это, в первую очередь, ценный опыт клиросного пения. Практика богослужебного пения несет в себе определенную специфику: особенное произношение, церковнославянский язык православной молитвы, уникальные акапельные распевы и прекрасная акустика, к которой нужно приспосабливаться. Работа в молитвенной обстановке, работа голоса, духа и разума – это то, чему нужно учиться на практике.

Художественный руководитель Микалауская Маргарита Евгеньевна поделилась, как важно сохранять духовную традицию в хоре:

«Наше отделение в зареченской детской школе искусств первоначально называлось «отделение духовной музыки», сейчас нас переименовали в «хоровое пение», но по традиции, к официальному названию в скобочках мы всегда приписываем первое. Так же, как и это название, мы хотим сохранить православную традицию в хоре и ансамбле. Сохранить и укрепить её можно только практикой в храме. Рассвет православия, открытие храмов в конце двадцатого века привело к вере множество людей, именно тогда возникла потребность учить детей духовной музыке, отрабатывать навыки церковного пения в музыкальной школе. Ученики отделения духовной музыки уже более 20 лет поют на Божественной литургии в храме во имя преподобного Сергия Радонежского. Как только дети выучили музыкальную грамоту и освоили обиход, отец Геннадий Ковалевский благословил ребят под руководством регента из храма Дмитрия Солунского выйти на клирос в храме преподобного Сергия Радонежского. В первое время исполняли в основном ектеньи и антифоны, буквально частички Литургии. Когда дети получили певческие и слуховые навыки, когда отделение «окрепло» — в репертуаре стали появляться различные авторские распевы, произведения исполнялись более чем на три голоса. Наши певцы приходили к вере через музыку, а вместе с ними к вере приходили их родные и близкие. Пение в храме очень отличается от сценического: это совершенно разное состояние духа. В храме регент должен заботиться о том, чтобы хор настраивал прихожан на молитву, ведь погоня за красотой звучания иногда отвлекает людей. Дети учатся этому неповторимому состоянию души, состоянию единения музыки и молитвы. К сожалению, целый год мы не звучали в храме. У «Радонежа» было много времени на подготовку к этой ответственной, первой для хора службы в году. Все дети с нетерпением ждали этого воскресного дня. На службу пришли в основном старшие хоровики, наши младшие ребята только осваиваются в коллективе, вливаются в наши ритмы. С Божией помощью, каждое новое поколение ребят в «Радонеже» будет неразрывно связано с нашим родным храмом».

Настоятель храма преподобного Сергия Радонежского протоиерей Вячеслав Ковалевский обратился к клиросу:

«Церковь – это живой организм, глава которому Христос. Главная задача Церкви – это объединение людей. Храм живет, пока в храме есть дети, есть молодые, активные люди – опора и поддержка Церкви. Духовная музыка обладает той объединительной силой, которая сплачивает прихожан, укрепляет семьи. Приобщение детей к церковной культуре, к нашему историческому, православному наследию, очень сильно расширяет их кругозор, у детей с раннего возраста развивается правильное видение мира, мира, который создал для нас Господь. Через это единство они укрепляют свои дары и таланты, совершенствуются в своем мастерстве. Да хранит вас Господь в своей спасительной вере».

«Я думаю, после годового перерыва мы спели достойно, — делится Анастасия Бондарева, участница детского Образцового хора «Радонеж», — мы долго готовились, изучали песнопения в новых для нас обработках. В нашей альтовой партии сосредоточен фундамент, крепкая основа произведения. Маргарита Евгеньевна обращает к музыке не только наш слух и голос, но и в первую очередь – душу и сердце. Если человек не проживает то, что исполняет, то это лишь механическая, автоматическая работа. Наша же задача заключается в том, чтобы тронуть сердце слушателя, пробудить в нем молитвенную любовь ко Христу».

««Радонеж» для меня – очень значимая часть жизни, — рассказывает Елизавета Проценко, — в составе нашего хора я выступала на сценах Тулы, Москвы и Санкт – Петербурга. В конкурсную программу мы практически всегда добавляли произведения духовной музыки, некоторые из них мы исполняли и исполняем в храме. Я люблю это особое чувство, когда во время богослужения ты объединяешь в себе молитвенное смирение прихожанина и сосредоточенную работу певчего».

София Орлова