В тульские храмы неизвестными людьми подбрасываются листовки, в которых содержатся призывы к православным отказаться не только от всяческих мер защиты при пандемии коронавируса — ношения масок, измерения температуры тела, соблюдения социальной дистанции и тому подобного, но и от вакцинации.

Эти люди пытаются запугать прихожан православных храмов, называя начавшуюся у нас в стране массовую вакцинацию от COVID-19 «геноцидом народа», а так же внушить мысль, что Православная Церковь выступает против прививок.

Но все это не соответствует действительности.

Еще в 2009 году в заявлении Церковно-общественного совета по биомедицинской этике Московского Патриархата и в заявлении по итогам круглого стола, организованного Отделом церковной благотворительности и социального служения Московского Патриархата и Министерством здравоохранения и социального развития РФ, было высказано отношение к вакцинации как к необходимой мере профилактики инфекционных заболеваний, отказ от которой может привести к тяжелым последствиям.

И здесь можно вспомнить, как в 1804 году указом Священного Синода было предложено всем архиереям и священникам разъяснять пользу вакцинации. Прививание оспы в те годы входило в программу обучения будущих священнослужителей. В 1811 году было издано «Пастырское увещание о прививании предохранительной коровьей оспы», написанное Вологодским епископом Евгением (Болховитиновым).

В житии святителя Иннокентия (Вениаминова) рассказывается, как благодаря оспопрививанию была открыта возможность для распространения христианской веры на отдаленной окраине Российской империи.

Великий русский хирург В.Ф. Войно-Ясенецкий (в последующем – архиепископ Лука), когда работал земским врачом, лично проводил оспопрививание. И негодовал по поводу действий противников вакцинации.

И сейчас все надежды связаны с массовой вакцинацией населения. Именно так, кстати, в свое время остановили чуму и оспу – вирус, который, как считается, на планете Земля вообще искоренен. Ведь жить он может только в человеческих организмах, а у людей не встречается уже на протяжении нескольких поколений.

Сейчас многие удивляются, как российским ученым удалось быстро создать вакцину против коронавируса – да еще в различных вариациях?

Но еще со времен врача, естествоиспытателя Николая Пирогова медицина в России – на высочайшем уровне. За время Великой Отечественной войны в действующей армии не было не единого случая массовой эпидемии – а это говорит о многом.

А советский академик Михаил Чумаков смог сломить недоверие к вакцине от полиомиелита, благополучно прошедшей положенные испытания, привив опытным путем своего сына. И в дальнейшем именно с помощью этой вакцины, переданной в производство, удалось нанести сокрушительный удар эпидемии полиомиелита по всему миру.

Что произойдет, если люди повсеместно станут отказываться от вакцинирования, – известно: и в XXI веке были вспышки разных заболеваний после таких «экспериментов».

И, тем не менее, туляков (как и всех россиян) создатели листовок призывают к отказу от прививок.

Если заглянут в историю, то выясняется, что антипрививочники появились сразу после того, как в конце XVIII столетия в Англии была сделана первая прививка. Теперь они есть практически во всех странах мира.

— В нашей стране движение, ратующее за отказ от прививок, зародилось в 1988 году: после публикации в «Комсомольской правде» статьи под заголовком «Ну, подумаешь, укол!», — рассказал заместитель руководителя миссионерского отдела Алексей Ярасов. – Ее автор – кандидат биологических наук вирусолог Галина Червонская на закате советской эпохи заложила идейные основы антипрививочного движение в нашей стране. Ее публикации спровоцировали массовый отказ от прививок, что привело к эпидемии дифтерии, унесшей жизни более 4 тысяч человек. Это и лишило противников иммунопрофилактики возможности выступать с публичной трибуны. Но, как оказалось, только на время…

Сегодня антипрививочное движение в России переживает период очередного расцвета — являясь частью международного процесса. Его сторонники пытаются привлечь на свою сторону многих, в том числе – и духовенство Русской Православной Церкви, придавая отказу от прививки религиозное значение.

Медики, в том числе православные, обеспокоены активностью лидеров противопрививочного движения, которые пытаются размещать свои тезисы на различных православных форумах. Чего там только не пишут! Например, предъявляемые духовенству и мирянам санитарные требования определяют как «признак приближения эпохи Антихиста», медицинские маски называют демоническим изобретением, что, впрочем, не ново: в прошлые века, когда маски только были изобретены, их именовали так же.

Алексей Викторович напомнил, как в 2014 году в Центральной России началась вспышка кори. Ее очаг был зафиксирован в Курской области, где представители баптистской общины отказались прививать своих детей от кори. В итоге более ста детей в этом регионе были доставлены в больницы. И поскольку члены этой религиозной организации постоянно общаются между собой, ездят из одной области в другую, то и дети тульских баптистов подхватили это заболевание. Врачам пришлось изрядно потрудиться, спасая юных пациентов.

А в позапрошлом году в Тульском регионе стартовала медицинская кампания по «подчищающей» иммунизации против кори – об этом было написано в одном из апрельских номеров газеты «Тульские известия». Там, в частности, сообщалось, что врачи пересматривают самоотводы и отказы от прививок, и планируется, что вакцинация охватит более 4 тысяч человек – поскольку за 3 месяца 2019 года корью в Тульской области заболели 12 детей, родители которых отказались от профилактической вакцинации.

Недавно по храмам стали распространять уже не листовки объемом в несколько страниц, а маленькие клочки бумаги, где всего две фразы: «Братия, не хочу вас видеть через два года умершими, но живыми быти. Уклонитесь от коронавирусных прививок».

Эти «агитки» — анонимные, подбрасывают их потихоньку, но занимаются этой деятельностью активисты так называемого псевдоправославного движения, много лет сеющие смуту среди православных.

Как рассказал Алексей Ярасов, единого центра это направление не имеет: отдельные маргинальные люди или группы хаотично действуют, то выступая против различных государственных документов – ИНН, СНИЛС, паспортов, пластиковых карт. То кричат об опасности массового чипирования через вакцинацию и проч. В библиотеке псевдоправославной литературы в миссионерском отделе есть их различные брошюры на эти темы. Все их тезисы – ложь. Эти люди, не имея медицинского образования, считают себя вправе рассуждать на тему допустимости и недопустимости тех или иных медицинских мер.

Они стараются обращаться в первую очередь к православным, пугая пришествием Антихриста, по своему толкуя цитаты из Священного Писания и трудов Отцов Церкви.

— К чему может привести подобная агитация – известно, — подытожил Алексей Ярасов. – Так, что слушать надо не кликушествующих маргиналов, а врачей. Что же касается позиции Русской Православной Церкви, то глава отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Илларион (Алфеев) в эфире телеканала «Россия 24» отметил:

— Россиянам не стоит медлить с прививкой от коронавируса, поскольку риски побочных эффектов и самого заболевания несопоставимы. Если ко мне кто-то обращается с вопросом о том, стоит ли прививаться (от коронавируса) или стоит подождать, я говорю, что лучше привиться, и чем раньше, тем лучше. Потому что риск от того, что вакцина окажет побочное действие, – минимальный. И он не идет ни в какое сравнение с теми мучениями, которые испытывают люди, заразившиеся коронавирусом.

Некоторое время назад тогда еще митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл в передаче «Слово пастыря», отвечая на вопрос о прививках, сказал, что никаких принципиальных возражений у Церкви к вакцинации никогда не было.

Пресс-служба миссионерского отдела