Русская земля – земля милосердия. Так ли это? В окружающем нас современном мире достаточно много жестокости и насилия. Порой кажется, что люди очерствели сердцем, каждый замкнулся и живёт в своём мире, а милосердию в нашей жизни попросту не осталось места.

Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно для начала понять, а что же такое милосердие? Просто доброта, сострадание или нечто большее?

Писатель Даниил Гранин говорил: «Милосердие – старинное русское понятие, значение которого трудно даже выразить, столько в него входит. Это «мило сердце», то есть сочувствие, сердечность, сокровенная расположенность одного человека к другому».

Размышляя над словами писателя, мы невольно обращаемся к истокам зарождения милосердия на русской земле. Понятие милосердия, его первые проявления появились с крещением Руси князем Владимиром. Заповедь Христа о любви к ближнему нашла свою реализацию в призрении бедных, в раздаче милостыни “сирым и убогим”. Не раз русские князья в честь памятных событий в истории своего княжения кормили нищих, вдов и сирот, раздавали милостыню.

В монастырях, постепенно появлявшихся на русской земле, монахи оказывали бесплатную медицинскую помощь, помощь странникам, создавались сиротские приюты, школы, лечебницы при монастырях и храмах.

Народ, живущий общиной, также был готов к оказанию помощи “ближнему своему”. Для крестьянина-смерда благотворительностью стала простая помощь такому же бедолаге, как он сам, зерном, посевным материалом, лесом, постройкой дома, когда, например, всей деревней за несколько дней ставили новую избу погорельцам.

Примером и духовным руководителем благотворительной деятельности стала Русская православная церковь. Благотворительность состояла не только в призрении больных, престарелых, немощных, сирот, но и в заботе о душах несчастных, исцелении их духовных недугов.

Уже в более позднее время, в XIX веке, когда система государственной и частной благотворительности сложилась окончательно, были изданы законы о благотворительной деятельности, а в сознании народа сложились неписаные правила благотворительности в соответствии с духовно-моральными устоями православия. Крайне дурным тоном в высшем российском обществе считалось неучастие в делах милосердия. Русские императоры, чиновники высокого ранга жертвовали весьма крупные суммы на устройство благотворительных учреждений, богаделен, учебно-воспитательных заведений, больниц. Что касается традиционного русского купечества, представителей нарождающегося промышленного капитала, то купец, фабрикант, не творящий добро и милосердие, становился изгоем среди своих.

Таким образом, в русском человеке с древних времён, можно сказать, на генетическом уровне закладывалась способность быть милосердным, и передавалась эта способность из поколения в поколение.

На долю русской земли и русского народа выпало немало тяжёлых испытаний: войны, эпидемии, стихийные бедствия. Сложнее всего в таких ситуациях оставаться милосердными, думать о помощи ближнему, а не только о том, как выжить самому. Мне кажется, проявления милосердия в нашем обществе именно в такие лихие времена, наиболее ценны, так как идут они от сердца, обнажают душу человека.

Например, во время Великой Отечественной войны, одного из самых страшных событий в истории русского народа, всеобщее чувство сострадания и сопереживания объединяло людей с первых её дней.

Русский народ, вдохновляемый предстоятелем Русской православной церкви патриаршим местоблюстителем митрополитом Сергием (Страгородским), активно участвовал в сборе средств для нужд фронта. Было собрано 200 миллионов рублей. На собранные средства были построены танковая колонна имени святого благоверного князя Димитрия Донского и авиационная эскадрилья имени святого благоверного князя Александра Невского.

Забота об армии, её постоянная поддержка шла со стороны тружеников тыла. На фронт отправлялось всё, что только могло дойти до передовой и помочь выжить солдатам: тёплая одежда, сухари, махорка, мыло, мёд, полотенца, кисеты, бумага, конверты и многое другое. Большое количество людей на станциях переливания сдавали свою кровь раненым бойцам.

Одно из особых проявлений милосердия в суровые годы войны – забота и поддержка тысяч детей-сирот, у которых война отняла самое ценное: родных и близких. На предприятиях и в учреждениях, в колхозах и школах собирались деньги, посылки и подарки для сирот.

«Ангелы милосердия», «сёстры милосердия» – раньше так называли медиков. Ведь чуткость, душевная теплота нужны больным не меньше, а порой и больше, чем лекарства. Большая война – это всегда кровь и жертвы. Но наши потери в Великой Отечественной войне могли быть большими, если бы не подвиг людей, боровшихся за жизни раненых и больных воинов. На плащ-палатках, собственных плечах, ползком, под бомбёжкой, пулемётным и артиллерийским огнём восемнадцатилетние девочки выносили раненых с поля боя. Военный корреспондент Иван Рощин писал о них: «Как им это удавалось – всегда появляться возле раненого бойца, когда ему нужна была срочная помощь? Под огнём противника перевязать его, на своих хрупких плечах перетащить в укрытие, оттуда раненых отправляли в тыл… А сестра милосердия оставалась на передовой, спасая жизнь другого солдата и каждую секунду рискуя своей». Память о них навсегда будет в сердцах спасённых солдат и офицеров, благодарных потомков, а самоотверженный труд на благо жизней миллионов военнослужащих навеки останется ярчайшим примером милосердия и героизма.

И даже в блокадном Ленинграде среди голодных, истощённых, полуживых людей находилось место милосердию, сочувствию, состраданию. Проявления милосердия во время блокады были различными. Обычными являлись попытки оградить близких людей от казавшихся лишними и ненужными переживаний.

От тяжело больных родных иногда скрывали их состояние. Увидев, что у отца температура 34,5°, и понимая, что он «живёт последние дни», одна из блокадниц писала позднее, что сама «поостереглась сообщать ему об этом».

Ещё одно из проявлений милосердия – понимание того, что от измождённых людей нельзя требовать многого, что нужно и должно пренебречь служебными и иными инструкциями, если речь идёт об их спасении. Представление о том, что людей, находившихся на грани распада и опустившихся, можно спасти только жёсткой дисциплиной и принуждением к труду, было широко распространено в те дни. Но часто всё же принимали решения, отличавшиеся гуманностью, и учитывали положение тех, кто не мог выполнять непосильные для них обязанности, но погиб бы, не получая паёк. Отправляли в стационары или давали отпуска, когда видели, что работник падает от недоедания, сокращали время учёбы в школе и меньше спрашивали учащихся, зная, как они голодают, старались реже привлекать к общественным работам тех, у кого имелись маленькие дети.

Только так, объединившись, оказывая друг другу посильную, а подчас и непосильную помощь, русский народ смог выйти победителем в этой страшной войне.

Поэтому можно с уверенностью сказать, что русская земля – земля милосердия. Такими были наши деды и прадеды, такие сейчас мы и такими будут наши потомки. Только в современном обществе способность быть милосердным немного потеряла свою ценность. На первый план вышли иные ценности. Но если случается беда: теракт, авиакатастрофа, наводнение, то люди вновь объединяются и стремятся помочь друг другу. Важны бывают как слова поддержки, так и гуманитарная помощь или предоставленный кров. Различные благотворительные фонды, волонтёрские отряды, существующие в наше время, говорят о том, что не очерствело сердце русского народа, и в нём всегда найдётся место милосердию.

Киселев Олег, 14 лет. 8-Д класс МБОУ “ЦО № 40” г. Тулы